Из нескольких часов моих изысканий больше всего времени я потратил в поисках ответа именно на этот вопрос. Есть 100500 статей, в которых перечисляются тесты, коэффициенты, вопросы, формулы подсчета того, какими стратегиями люди пользуются ЧАЩЕ всего, но есть всего одно-два исследования, в которых речь идёт про то, КАКИЕ стратегии наиболее эффективны. А всё потому, что эффективность можно измерять очень по-разному. В большинстве случаев это простые тесты, в которых проверяется знание слова (чаще всего его значение и написание). Может показаться, что этого достаточно, хотя, конечно, знать слово и пользоваться им — это не одно и то же. А уж тем более пользоваться словом правильно. Кроме того, помнит человек слово или нет, проверяют тоже по-разному. Иногда сразу после изучения, иногда через какое-то время, иногда и так и так. Многие авторы так и говорят об этом. Собственно, это одно из требований к хорошей научной статье — не только написать что-то новое и умное, что удалось найти или узнать, но и написать ограничения исследования и направления решения для дальнейшей работы.
Так или иначе большинство исследований сходятся в том, что, возможно, вас удивит. Самая распространённая среди изучающих языки группа стратегий — метакогнитивная. Ну то есть, условно, смотрим сериальчик и учим слова. Повторяю, не самая эффективная, а самая распространённая. На втором месте детерминационные стратегии. Когнитивные — на последнем месте. Никто не любит дриллинг.
При этом в одном исследовании всё-таки нашлось относительно понятное объяснение того, какие конкретно стратегии лучше, а какие хуже. Но даже тут есть много оговорок, о которых я скажу чуть позже.