Advanced, или как однажды назвала его моя студентка, Adventure level — несёт за собой существенную смену парадигмы. Вы наверное успели заметить, что буквы есть в системе CEFR не просто для красоты. Диапазон А— больше про практические задачи. Диапазон B — про самовыражение и общение. Диапазон С — про выпендрёж и профессиональные задачи.
Говоря простыми словами, большинство носителей языка (кажется, что любого) говорит в жизни примерно на уровне Upper Intermediate. Хорошо общаешься про интересные тебе темы, знаешь неплохое количество слов, можешь для красного словца использовать пословицу или поговорку, но уже в этот момент кто-то начнёт косо на тебя смотреть.
Advanced — уровень образованного носителя. То есть все те истории, когда мои одногруппницы из универа ездили по Work&Travel в США, работали там hotel maids или team leader в детских лагерях, а потом возвращались на учёбу и перешёптывались в формате "что втирает нам наш препод? так никто не говорит!" были про это. На улице, с друзьями, по простому, действительно мало кто говорит на уровне Advanced. Но если представить себе кафедру этого университета (не питаю иллюзий, а видел это сам), довольно часто преподаватели нет да и используют какой-то термин или витиеватый оборот в разговоре на общем фоне мало чем отличающемся от повседневной речи.
Так и студенты уровня Advanced могут внезапно, по делу и не очень. ввернуть в речь инверсию или свою любимую идиому. Просто потому что "Я ж Advanced!" Проблема в основном в том, что "чувство языка" приходит сильно позже и умение отличать формальный контекст от неформального, и высокую лексику от низкой — одна из задач уровня. И с этой задачей крайне непросто справиться. В большинстве школ и учебников уровень Advanced занимает примерно такой же объем и количество времени, как и предыдущие уровни. Вот только по Cambridge на уровень нужно до 800 часов. Конечно, можно тешить себя иллюзиями, что Гарри Поттер в оригинале (особенно если не только смотреть, но и читать) уже займет часов 100, очевидно, что дополнительный контент (который важен и нужен) не совсем может заменить трушные занятия с преподавателем.
Справедливости ради оговоримся, что рядовой студент уровня Advanced действительно гораздо более автономен, чем студент предыдущего уровня. Он(а) может читать, слушать и смотреть много разного контента в оригинале. Но это очень сильно зависит от человека. И от качества и количества контента. Этими факторами нельзя пренебрегать ни в ту, ни в другую сторону — для большинства людей справедливым будет сказать, что нельзя надеяться только на преподавателя и делать только домашку, нельзя поднять себе уровень только за счет контента.
Моя любимая цитата из CEFR относится как раз к уровню Advanced и ошибкам. "When mistakes do occur, they are easily noticed and immediately correccted". Каждый раз больно осознавать что а) либо CEFR оторван от реальности, либо б) мы все сильно недооцениваем Advanced. Так или иначе в моей практике студенты Advanced ещё спокойно могут говорить it's depends from и не краснеть. Ошибки будут всегда, поэтому я предлагаю всё-таки не соглашаться с CEFR.
Что касается лексики, особенно в УМК, моё исследование учебников в свое время показало, что есть всего 2 темы, которые встречаются плюс-минус везде: метафоры и чувства. Остальное — как пойдет. Но лексики точно будет много и она точно будет более точная (15 видов ходьбы от skip до saunter) и абстрактная (time, success, art).
С грамматикой ещё более интересная история. Тут начинаются всякие инверсии и причастия, которые чаще встречаются в письменной, а не в разговорной речи. Кажется, что главная проблема большинства преподавателей на этом уровне (особенно если речь идёт про General English) непонимание разницы между этими вещами и настойчивое желание заставить студента фигачить инверсию направо и налево.
Студент, в свою очередь, начинает прогибаться под грузом всей свалившейся на него(неё) лексики и грамматики и замедляется. В отличие от болтливых апперов, адвашки куда более размеренно и тщательно подбирают слова. Главное, не скатиться в другую крайность и не удариться в языковой перфекционизм, когда вместо простого слова usually мы пять минут ждём, думаем, и вспоминаем как сказать frequently или occasionally.
Продравшись через тернии Advanced, мы либо радуемся своим свершениям и просто наслаждаемся поддержанием уровня, либо решаем так или иначе связать свою жизнь с английским и начать бесконечный путь под названием уровень Proficiency.