by im.pro.wise

Why so S.M.A.R.T?

Неочевидные плюсы и минусы
самой известной системы целеполагания
на уроках иностранных языков
1
intro
Тысячи сайтов пестрят информацией о системе целеполагания SMART. Разрбраться сложно. Читать это всё — лениво. Я прочитал, проанализировал для вас и за вас.
Кто тут S.M.A.R.T?
Огромное количество информации про SMART существует потому, что придумал этот подход чуть ли не самый известный метр и отец менеджмента Питер Друкер. Помимо создания самой системы, Друкер успел попреподавать в лучших университетах мира, написать несколько десятков книг и публикаций, и стоял у истоков современного маркетинга, экономики, теории бизнеса и других важных и классных штук.

Друкер придумал SMART настолько давно (аж в 1954 году), и был настолько крупной величиной, что с тех пор его процесс целеполагания успел стать стандартом не только в непосредственно управлении персоналом, для чего и был придуман изначально, но даже в мире преподавания иностранных языков.

«There is nothing so useless as doing efficiently that which should not be done at all»

Peter Drucker
Management consultant
При этом, если гуглить глубже, начинается детективная история, похожая на споры о том, кто изобрёл радио: Попов или Маркони. Выяснится, что придумал SMART не Друкер. Он, скорее был вдохновителем, а сама аббревиатура впервые появляется в статье George Doran, Arthur Miller and James Cunningham“There's a S.M.A.R.T. way to write management goals and objectives" 1981 года.

В сущности, не так уж и важно, кто, где и когда придумал этапы целеполагания по SMART. Их придумали важные и уважаемые дяденьки, придумали для бизнеса и относительно давно.
Этапы целеполагания по системе SMART — одна из тех вещей, которые либо не знаешь совсем, либо помнишь очень хорошо. Значения отдельных букв могут затеряться в памяти, но общий смысл не сложно запомнить.

Поэтому, если вы впервые слышите об этой системе — в этом нет ничего страшного. Я успел не просто отучиться в ВУЗе на преподавателя английского, лет 10 проработать по специальности, но ещё и адаптировать, развить и изменить до неузнаваемости систему целеполагания в моей бывшей школе, прежде чем узнал, что такое SMART.

А когда я из любви искусству решил провести коллегам курс по целеполаганию, выяснилось, что только около трети из них что-то слышали о SMART, и, кажется, никто не смог сходу вспомнить расшифровку аббревиатуры. Если честно, я тоже с трудом вспоминаю её, если меня спросить резко и внезапно.

Тем не менее, вот они эти магические слова:
S — specific (конкретная);
M — measurable (измеримая);
A — achievable (достижимая);
R — relevant (вроде "актуальная", но мне больше нравится "применимая");
T — time-bound (ограниченная по времени).

Тут довольно часто начинается творчество и веселье. Даже в англоязычном интернете иронизируют над тем, что, к примеру, буква "A" может означать следующее:achievable, adjustable, ambitious, attainable, assignable, aligned, and agreed-upon.

Кому верить — решать вам)
2
SMART или SMARTer?
Кому-то и этого было мало, поэтому пошла пляска. Кто-то пожаловался, что SMART придумали белые цис-гендерные мужчины очень давно, поэтому пора что-то менять, кому-то не хватало букв и хотелось добавить что-то своё. Хотя и сложно тягаться со словом SMART, но кто-то пытался найти слова попривлекательнее (об этом расскажем в другой раз).

Один из главных контр-аргументов против SMART это то, что система не гибкая. Вроде бы, раз поставил цель, вот она и стоит красивая. Правда жизнь всегда сложнее и иногда цели хочется и/или приходится менять.

Из всех вариантов система SMARTER кажется наиболее адекватной. Бонусом — ответ на критику. Добавляем ещё 2 буквы и получаем:

E — Evaluate(d) (подвергшаяся оценке и/или переоценке, i.e. гибкая);
R — Review(ed) (пересмотренная, если оценка так себе).

Вот тут есть подкаст (на английском), в котором можно послушать про это всё.
3
При чём тут языки?
Какой-то своей, собственной системы целеполагания у нас (преподавателей) вроде бы нет. Отечественные методисты что-то постоянно пишут об этом (если поискать, можно найти много диссертаций по педагогике на тему целеполагания), но кажется, стройные системы и аббревиатуры — не наш конёк. В зарубежной методике всё, как водится, просто и красиво. Вот откроешь, бывало, учебник по подготовке к CELTA, а от целей там только "Обсудим будущее время" или "Почитаем текст". Как-то без души, что ли. Пойдешь почитать именитого автора, а там про мотивацию, хоть лопатой греби, а цели где-то спрятались.

Кстати, про цели и мотивацию тоже стоит поговорить отдельно. Тема большая и хорошая.

В общем, многие преподаватели на безрыбье пользуются SMART. Вроде бы не совсем про языки, но система настолько широкая, что можно вполне неплохо принести её на занятие.

Как применить эту историю к изучению иностранных языков. И надо ли?
Про нужность и необходимость расскажем с следующей серии, а пока примеры.
4
Как это работает?
S — specific (конкретная). Очень важная штука. Берем обычную цель с обычного урока английского языка"Today we are going to talk about travelling". Это о чём? Путешествия — это всё, что угодно, от сбора чемоданов до посещения музея. Можно на этом и остановиться, конечно, часики-то тикают, время урока идёт... Вот только ученик в это время сидит и думает о чемоданах и музеях. Дадим мы ученику это время "на подумать"? Нет конечно. У нас же урок. Да даже если дадим, догадается ли, что у нас сегодня лексика по теме "аэропорт"?

Добавляем конкретики — "Сегодня узнаем, как спросить прохожего в аэропорту, где находится терминал и другие способы не потеряться и не паниковать во время путешествия". И сразу заиграло красками, пошла эмоция. Да и студенту понятно что происходит и надо ли оно ему.

M — measurable (измеримая). Не настолько принципиально, как последующие пункты, но ради красивой аббревиатуры пришлось чем-то пожертвовать. Лучше всего применять к цели "с конца". Можно сказать "в конце урока научимся что сказать на паспортном контроле в аэропорту, чтобы выпустили без проблем". Уже неплохо. Можно добавить цифр для наглядности "узнаем 5 лучших фраз, чтобы таможенник не задавал лишних вопросов".

A — achievable (достижимая). Вот очень важно. Ну кому хочется достигать недостижимого? Тут, конечно, хорошо бы найти баланс между "мечтой о прекрасном" и "суровой реальностью", но всё-таки не стоит сс порога говорить ученику, что сегодня мы научимся говорить про путешествия. Прям вот так, за один урок научимся? Ну нет же. Сегодня только слова про аэропорт. Выучим 10 слов за урок? Ну, вполне достижимо.

R — relevant (вроде "актуальная", но мне больше нравится "применимая"). Рассказываем, страстно и с душой, про все перипетии воздушных путешествий, а студент скромно поднимает руку и говорит "да я вообще не особо летаю, мне и дома хорошо". И всё внутри падает. Бывало такое? Ну ок, все летают? А если надо поговорить про Past Perfect Continous? Вот прям все носители через слова пользуются? Может, не надо? Был у меня студент, который не хотел говорить про кино — не смотрю, говорит, времени нет на такую ерунду. А у меня целых ноушен про фильмы. Вот начинаем придумывать релевантность. Хорошо, когда знаем ученика и точно не ошибёмся. Всегда ли так? Чужая душа — потёмки. Лучше актуализировать.

T — time-bound (ограниченная по времени). Тут плюс-минус просто. Если пройдём тему за один урок — так и сказать. Если будем на каждом уровне возвращаться к Герундиям и Инфинитивам, можно тоже не стесняться этой информации, но проговорить, что именно из этой запутанной темы мы успеем охватить сегодня.
5
Плюсы SMART
+ Помогает студентам. Очень легко, после многих лет обучения и с высоты большой любви к красоте языка, забыть о том, что мы с учениками смотрим на вещи по-разному. Для нас, преподавателей, учителей и репетиторов — язык ценен сам по себе. Для студентов это в первую очередь средство достижения целей. SMART может помочь сократить эту дистанцию и приблизиться в озвучиванию целей, выражаясь словами Максима Ильяхова, "в мире читателя."

+ Помогает преподавателю не забыть ничего важного и выполнять обещанное. Ученик слышит, что к концу урока мы узнаем и научимся чему-то конкретному и получает это по итогу.

+ Подчеркивает прогресс и результат. Одна из самых частых жалоб учеников, особенно на высоких уровнях — я не чувствую прогресс. Один из самых простых способов начать справляться с этим — целеполагание. Вот сколько фраз ты узнал, вот чему конкретному ты научился.

+ Убеждает и транслирует ценность. Одно дело — изучать времена, а другое — научиться справляться с конкретной коммуникативной сложностью: купить билеты на концерт, решить проблему в отеле, получить оффер, и т.д. Если ученик чётко понимает ситуацию, он будет более мотивированно и осознанно участвовать в уроке.

+ Добавляет солидности. Коллеги могут удивиться вашему профессионализму — часто то, что знаете вы, совершенно новый мир для других людей. Ученики могут с уважением поделиться отзывом со знакомыми — "вот мой тичер прошаренный, знает бинес-штуки".
Минусы SMART
+ Маловато будет. Не хватает нескольких крайне важных критериев. Например, не очень понятно что именно делать с грамматикой. Куда ставить-то?

+ Мало системности. Не совсем понятно, достаточно ли просто расположить элементы в порядке букв. Что важно, а что второстепенно? Как связать воедино коммуникативную ситуацию и язык, да так, чтобы было плавно и без кринжа?

+ Мало интерактивности. Пришёл учитель, озвучил цель. По умолчанию, SMART не подразумевает коммуникации. Цель может быть поставлена, но как? Задавать ли студенту вопросы о путешествиях или просто предполагать, что ему/ей это и так интересно? А если спрашивать, то сколько задавать вопросов, как и какие?

+ Мало естественности. Представьте себе вечеринку. Вы пригласили друзей в гости, разлили напитки и разложили настолки. Объявление "Сегодня наша цель — выпить и хорошо провести время". Вроде бы странно, не так озвучиваются цели. А надо ли их озвучивать? Тоже непонятно

+ Не про преподавание. Всё-таки, это адаптация бизнес-инструмента для обучения языкам. Раз уж адаптируем, можно позволить себе больше, чем просто перенос. Можно добавить критерии, или убрать. Как — обсудим в другой раз.
Итоги
В нескольких словах SMART — это неплохая отправная точка. Лучше, чем ничего. Если сравнивать с методикой Cambridge или даже с методикой и педагогикой, которые я изучал в университете, это магическая схема, которая может превратить ваши занятия в системный курс, а вас — в осознанного преподавателя.

Если вы уже SMART-преподаватель или преодолели эту стадию, минусы могут перевесить плюсы. Нужно что-то ещё. На помощь приходит опыт и экстенсивное изучение источников, книг зарубежных коллег и посещение мастермайндов и вебинаров. Но во всём этом, порой, не хватает той самой осознанности и системности. Мы попробуем с этим что-то сделать в следующих статьях.

P.S. Прошу прощения, что часто делаю отсылки к последующим статьям. Вопрос целеполагания настолько обширный что, без шуток, о нём можно написать не одну книгу, а не просто статью. К книге мы пока только приближаемся, поэтому начинаем со статей.
Я провожу обзервации занятий и консультирую преподавателей по вопросам методики.

Если у вас есть небольшие точечные вопросы — задавайте их в нашем сообществе в TG или ВК.
Если хотите узнать больше
© 2024
IM.PRO.WISE