Мотивация и целеполагание — пожалуй, самые интересные для меня сущности в контексте преподавания английского языка. Очевидно, мотивированные ученики = ученики, которые хотят учиться. А это работа, заработок и сеянье разумного, доброго и вечного. Магия по удалению отрицательной частицы "не" из предложения "английский мне не нужен" больше касается маркетинга, а вот человек, который уже пришёл на занятие, касается непосредственно нас. Даже тут, поначалу, мотивации может быть много. Всё новое мотивирует само по себе. Очевидно и то, что в какой-то момент мотивация начнёт падать. Чтобы она не упала совсем, её надо вовремя поддержать. Вот тем, что для этого нужно делать, озаботился не только я и тысячи преподавателей, но и учёный, психолог, преподаватель, человек и пароход Золтан Дёрнеи. Он, совместно с Мари (не буду издеваться и транслитерировать) Guilloteaux, провёл исследование конкретных действий и шагов преподавателей английского, которые влияют на мотивацию. Вестимо, влияют положительно.
Кого исследовали?
Корейская школа, 27 учителей английского и 1,300 учеников-школьников. Собрать вместе столько взрослых, чтобы никто не опоздал, не пропустил урок из-за работы или забывчивости, очевидно, невозможно. Поэтому изучали детей, которых ещё можно заставить куда-то прийти. Уже с порога спорно, насколько это влияет на мотивацию. Взрослых-то не заставляет учиться ни мама, ни закон. Но придётся пока об этом не думать и надеяться, что в работе с ними что-то из исследования тоже сработает.
Я так много переживаю про взрослых, потому что не учу детей. Если лично вы их учите, то для вас вообще нет проблем. Но опять же, редкий ребенок сам просит маму\папу найти ему\ей репетитора по английскому. Но ходят легенды, что такие дети существуют. Вы же накидаете мне примеров в комментариях, накидаете же?
Как говорится, I digress. Мотивацию детей измеряли в опросниках, специально разработанных для исследования + товарищи ходили смотреть на уроки и там записывали себе что-то и ставили учителями баллы за мотивирование учеников. Подошли к работе серьезно и с двух сторон, так сказать.
Исследование опубликовали в 2008 году. Считай, свеженькое.
2
Щепотка объективности
У вас бывает такое, что что-то настолько интуитивно понятно и само собой разумеется, что даже как-то странно в этом сомневаться? Вот делал так-то 100500 раз, ученики учатся счастливые и долго, значит мотивация есть и ваше что-то (по-английски тут хорошо бы смотрелось слово je ne sais quoi, при чём да, именно по-английски). Вот такой подход хоть и работает, но не совсем научный. В статье про это тоже написано. Типа: "ну мы вроде всё знаем, как мотивировать, но на самом деле думаем, что знаем. В науке так не работает, поэтому давайте проверять". Это не цитата, это я своими словами.
Спросишь такого тичера — ты как мотивируешь? И в ответ получишь что-то что звучит либо супер-логично (если ты тоже так делаешь), либо как дичь (если ты так не делаешь). Ну и при желании можно пойти в спор, выясняя что у кого и с кем работает. И вроде нет объективной правды. Вот с этой проблемой они (Золтан и Мари) решили повозиться.
3
Стратегии мотивации
или мотивационные стратегии — тут уж какой переводчик попадётся. В любом случае motivational strategy — это когда тичер что-то говорит или делает, чтобы повысить мотивацию (вот жеж сюрприз!), но ещё и самоанализ учеников (делаете ли? рефлексию в конце урока считаем? хватит ли её одной?) на предмет их собственной мотивации (а не, точно не делаем). В исследовании тоже поленились и проверяли только первую. Ну если им можно...
Исторически мотивацию не поисследовал только ленивый. В итоге помимо любителей "кнута и пряника" появились ещё тыщи-мильоны вяческих мотивационных "волшебных пенделей", с доказательной базой на уровне "мой Васька получил пятёрку после подзатыльника".
Дёрнеи сам хвалит и ссылается на себя (ну кто, если не он сам?) и пишет, что он придумал следующую систему стратегий мотивации:
создание базовых условий для мотивации (доверительные отношения с учениками (подзатыльники сразу отменяем), приятная атмосфера поддержки, группы адекватного размера);
создание изначальной мотивации (повышаем у учеников веру в успех и создаем положительное отношение к курсу и изучению языка в целом) — становится сложнее..
поддержание и защита мотивации (внезапно — интересные и релевантные (про учеников) задания, создаём ученикам какой-то опыт успеха, когда у них что-то получилось, поддерживаем, если им стрёмно тупить и ошибаться, пропагандируем автономность);
поощрение позитивной самооценки (хвалить, оценивать так, чтобы это поддерживало и мотивировало).
Мотивация — как научно ты к ней не подходи — вещь абстрактная. Поэтому измерять решили внимание. Если ученик на уроке спит, значит мотивации нет. Если вовлечён в урок — есть. Ну и что-то посередине, для верности, тоже решили учитывать.
В итоге, отсюда и из жизни опыта, Дёрнеи насобирал под сотню стратегий. Из них выбрали 25, которые можно было легко увидеть и оценить на занятиях. Если супер-важны оригинальные термины, то статью можно зареквестить тут, а я, если позволите, переведу на привычные мне слова и понятия:
small talk — тичер (часто в шутливо-дружелюбной манере) общается с учениками вне темы урока;
внутреннее целеполагание (signposting я теперь буду использовать, но фиг знает как это нормально перевести) — тичер чётко проговаривает цели урока и продвижение по целям и прогресс по ходу занятия;
озвучивание практической и коммуникативной пользы заданий — проговаривание того, как ученики будут пользоваться изученным вне урока;
релевантность — проговаривание того, зачем это ученикам нужно в их повседневной жизни;
поощрение коммуникативной автономности — проговаривание того, что нужно общаться с другими учениками;
поощрение полезности языка — проговаривание того, почему язык важен, популярен и полезен в мире;
создание любопытства и предвкушения — проговаривание того, что и как последующие задания будут полезными и интересными;
последовательная поддержка — проговаривание или демонстрация того, как и какие прошлые знания могут помочь справиться с заданием, либо совместное обсуждение стратегий, которые помогут справиться с незнакомым форматом;
поощрение поддержки — проговаривание того, что важно помогать одногруппникам;
поощрение исследовательской автономности — проговаривание того, как, когда и какими источниками и словарями можно пользоваться;
вопросы, на которые учитель может не знать ответа задаются всем ученикам (например, вопрос про жизнь учеников);
работа в группах;
работа в парах;
настоящие награды, например, конфеты;
персонализация — всего лишь создание возможностей для учеников, чтобы они могли рассказать что-то о себе;
креативность — чтобы ученики могли пофантазировать или пообсуждать проблемы, связанные с их ценностями и интересами;
интеллектуальная сложность — задания, в которых нужно думать и/или запоминать что-то;
настоящий результат — создание реальной штуки: плаката или презентации;
личная соревновательность — можно победить кого-то;
групповая соревновательность — можно победить другую группу;
отсутствие негативной обратной связи — обсуждение заданий или результатов тестов без критики и даже звуков/эмоций раздражения;
фокус на развитии — сосредотачивать внимание на том, как научиться на ошибках и не на результате, а на процессе изучения чего-либо;
само-исправление —создание для учеников возможностей исправить самих себя;
аплодисменты! — в конце урока всем участникам. Я не пробовал, но хочу.
Как видите, идеи отличные, но всё +/- в кучу — и форматы работы, и задания, и фразы, и действия учителя... Так или иначе есть пара спорных моментов, но в большинстве своём всё здраво.
4
Что в итоге?
... the teacher’s motivational practice has a highly significant positive correlation with the learners’ motivated behavior...
Zoltán Dörnyei
исследователь
Или по-нашему, мотивация учеников существенно зависит от действий учителя на уроке. Если в цифрах — данные исследования показывают рост аж на 37%.
Занимателен (и, что приятно, совпадает с моим опытом) и вывод о том, что общий положительный настрой учеников в отношении курса вообще позитивно влияет на их отношение к конкретным заданиям. То есть, если в целом курс и тичер ок, то ученики гораздо более склонны прощать учителю какие-то странные неинтересные задания и хотя бы стараться их делать.
Именно от мотивации зависит 40% поведения учеников на занятии. То есть относительно высокий результат, если взять во внимание, что на поведение учеников может влиять миллион факторов — от голода и недосыпа, до личных отношений и политической ситуации.
При этом действия учителя влияют не только на поведение в классе, но и вне его. Опять же приятно, когда наука подтверждает твой опыт, а не опровергает его.
5
А если придраться?
Связь не всегда бывает причинно-следственной. Может ли эта тема работать наоборот? Немотивированный студент с кислым лицом вгонят препода в тоску?
Дёрнеи говорит, что в противовес этому вопросу можно привести тот факт, что учеников в исследовании было много, школ и учителей тоже. На такой большой выборке случаи не-мотивированности не должны оказать большого влияния на данные.
При этом авторы особо отмечают, что изучали мотивацию вообще, а не конкретные действия учителя или реакции учеников. Плюс, намекают, хотя и не пишут напрямую, что учителей можно и нужно учить этим мотивационным стратегиям.
6
Итоги
Исследование неплохо помогает задуматься о том, что такое мотивация и что реально можно (и можно ли) сделать, чтобы повысить её. Многое в исследовании наверняка окажется интуитивно понятным опытным преподавателям, хотя я, как тренер в первую очередь преподавателей-новичков, могу точно сказать две вещи:
а) многие стратегии мотивации из списка не часто встречаются на занятиях преподавателей английского, многие гораздо сложнее применить, чем кажется;
б) аргументировать тот или иной принцип преподавания, доказывая что он работает в "моем опыте" не всегда оправдано. Но, если придётся, сделать это будет гораздо проще, когда знаешь, что принцип подкреплён конкретным исследованием.
Ну и с одной стороны приятно осознавать, что ты умеешь и делаешь то, что доказанно работает. А с другой стороны обидно, что в своё время тебе об этом никто не сказал.