by im.pro.wise

In the ARCS

Ещё четыре буквы из мира целеполагания
на уроках иностранных языков
1
intro
В прошлой статье мы разбирались в, пожалуй, самой известной из всех систем целеполагания — SMART. Сегодня поговорим об ещё одной аббревиатуре. Менее благозвучной, но не менее интересной и полезной для преподавателя иностранных языков.
Кто построил ACRS?
Поверхностный гуглёж систем целеполагания, как правило, приводит нас либо сразу к SMART, либо к совсем нерелевантным для преподавания подходам из бизнеса и менеджмента. Вот примерно такая же скользкая дорожка привела меня к ACRS. Кажется, это был какой-то инженерный сайт про строительство, иронично обыгрывающий двойное значение слова (arcs — множественное число от слова arc, арка).

При этом настоящая ирония в том, что концепция была придумана не просто в контексте педагогики, а настоящим исследователем педагогических систем или, как зовёт его Википедия, "образовательным психологом" из США Джоном Келлером. Келлер шарил в мотивацию и поэтому его система целеполагания одновременно шире и "романтичнее", чем SMART.

Дело было в 1979 году, поэтому со времён создания SMART уже прошла пара десятков лет и Келлер, как говорится, "стоял на плечах гигантов".
2
Что такое ARCS?
ARCS представляет собой систему компонентов, которые нужно учитывать преподавателю в работе с мотивацией учеников. Аббревиатура складывается следующим образом:

A — Attention (внимание);
R — Relevance (значимость или применимость в жизни);
C — Confidence (уверенность в достижении цели);
S — Satisfaction (удовлетворение).

Как видите, тут гораздо больше, скажем так, "эмоций", чем конкретных шагов. Как и со SMART здесь нет иерархии параметров или понятной системы выстраивания их в логическую цепочку. Вроде как важно всё и сразу. Разберёмся.
3
Внимание
ARCS представляет собой систему компонентов, которые нужно учитывать преподавателю в работе с мотивацией учеников. Аббревиатура складывается следующим образом:

A — Attention (внимание);
R — Relevance (значимость или применимость в жизни);
C — Confidence (уверенность в достижении цели);
S — Satisfaction (удовлетворение).

Как видите, тут гораздо больше, скажем так, "эмоций", чем конкретных шагов. Как и со SMART здесь нет иерархии параметров или понятной системы выстраивания их в логическую цепочку. Вроде как важно всё и сразу.

Келлер настаивал на том, что внимание нужно привлекать чем-то неожиданным (сюрприз-сюрприз) или созданием/постановкой какой-либо задачи, требующей поиска новых решений. Звучит супер-конструктивно, но не всегда актуально в контексте урока иностранного языка, когда внимание ученика может отвлечь кот, который решил запрыгнуть на стол (неожиданно) или курьер, который решил привезти посылку ко время урока (задача).

Если расширять, внимание можно привлечь ещё и за счёт юмора (сработали ли шуточки в этой статье?), вовлечения, конфликта, разнообразия. Вот тут уже пошло "мясо" для преподавателей — просто бери и создавай коммуникативные задания для студентов. Внимание сразу становится не просто абстрактным словом, а конкретной метрикой, позволяющей а) планировать урок и б) проводить его более живо, повышая мотивацию. Не красота ли?
4
Значимость
Значимость и/или релевантность знакома нам ещё по SMART. Тут тоже можно углубиться и шагнуть в сторону конкретных стратегий:

  • ценность в будущем. Как данная "тема" поможет ученикам завтра?
  • ценность в настоящем. Чем полезно уже сегодня?
  • опыт. Как новые знания помогут по-новому использовать то, что уже знаешь?
  • потребности. Просто надо или нет?
  • вариативность. Если ли возможность выбирать как и что изучать?
Тоже много полезного. Первые два пункта кажутся относительно очевидными, хотя преподаватели, как подсказывает мой опыт тренера-методиста, часто об этом забывают, ну или не задумываются об ответах на эти вопросы для учеников, пока те не спросят. Вариативность меня "цепляет" больше всего. У нас, как бы, спланирован конкретный урок и есть конкретные материалы. Можно метнуться в соседний ноушен или миро (если они есть) или быстро распечатать новые материалы, но это уже какой-то высший преподавательский пилотаж. Вру. Есть ещё один, секретный вариант, но про него расскажу попозже)
5
Уверенность
Уверенность для меня лично чуть ли не самый важный параметр мотивации. Ну кого драйвит достижение цели, если нет никакой надежды, что её можно достичь? Кого-то драйвит, но не меня, например. Уверенности можно подлить, если:

  • определить цели и условия. Куда идём, с какой скоростью, в каком направлении? Норм, если научимся общаться с официантом за два урока, а не сразу. Не норм, если "учимся, пока не появится уверенность в теме" или "пока не будет ошибок". Так можно и не научиться.
  • поддержка. Эмпатия, похвала, "ты молодец, нет, правда, да, да ,ты, точно". Про это тоже хочется написать отдельно, но с самой идеей, кажетсся, даже как-то странно спорить. Хотя был у меня один "руководитель"-фанат метода "батя учит плавать". Вот как в видео ниже. Для меня работало в обратную сторону - антимотивировало.
  • обратная связь. Кому-то она не добавляет уверенности, но тут скорее вопрос к тому, что это ОС даёт. Это навык, есть даже целые курсы про это, помню в Cambridge Train The Trainer был отдельный модуль про это. рассказать?
  • контроль. В смысле того, что написал тест, получил пятёру. Опять же, с кем-то работает в обратную сторону, особенно когда хочется 100% успеха всегда и везде и сразу.
6
Сатисфэкшн
Удовлетворение. Может быть проблемой из-за предыдущих пунктов в параметре "уверенность", но, в целом, пожалуй, самое важное чувство. Редкое, как брильянт. Советуют не перехваливать и выстраивать доверие. Звучит логично — если ученик тебе доверяет, может быть, не будет сомневаться в твоей похвале.

Самое красивое здесь — мое самое любимое откровение из ARCS — идея о том, что не нужно использовать слишком много мотивирующих стимулов. Я часто по интуиции советовал начинающим преподавателям не городить огород из 5 интерактивных заданий на wordwall подряд, но больше связывал это с визуальной составляющей — вроде некрасиво, когда много всего мелькает. А оказывается вот оно чё. И как бывает с терапией, когда понял, становится очевидно, что, ну да, какое удовольствие от конфет, если каждый день ешь шоколадный торт на завтрак?
7
Итоги
Вот теперь вы поняли, какая хорошая штука эти ARCS? Может, как система целеполагания, она не такая складная и конкретная, но сколько идей можно почерпнуть? И про мотивацию, и про внимание, и про то, что не надо борщить с похвалой и привлечением внимания с помощью чего-то супер-интересного. Можно смело брать на вооружение и пользоваться в абсолютно практическом и прикладном смысле. Даже в формате списка рекомендаций по коммуникативным заданиям. А ещё лучше — как теоретическую, не побоюсь этих слов, научную систему в формате доказательного образования. Мы уже не просто так используем красивую фишку, а работаем с мотивацией и выстраиваем доверие потому, что у этой модели есть экспериментально доказанная эффективность.
Пара источников
Отдельная красота в том, что ARCS проверяли на практике, и мотивация повысилась на 20%. Вот тут есть подробности.

А больше про ARCS можно почитать здесь.
Я провожу обзервации занятий и консультирую преподавателей по вопросам методики.

Если у вас есть небольшие точечные вопросы — задавайте их в нашем сообществе в TG или ВК.
Если хотите узнать больше
© 2024
IM.PRO.WISE