Преподавателю нужно многое успевать. Нужно подготовиться к занятию, проверить ДЗ или тест, провести урок, отправить ДЗ, найти ученика, сделать контент для блога или заполнить отчётность, и так далее. Плюс к этому нельзя отставать от коллег — нужно развиваться профессионально: посещать конференции или проходить курсы. А ещё работать над языком и готовиться к международным экзаменам — CELTA, CPE, а лучше и то и другое. А ещё надо ответить ученику на срочный вопрос в чате. А ещё коллега просить помочь. А ещё знакомый предлагает встретиться. А ещё нет времени приготовить обед или выйти пообедать, поэтому ты ешь доставку. А ещё занятия в основном вечером или в выходные. И пока друзья ходят по барам и занимаются личной жизнью, ты учишь студентов.
Это только то, с чем я сталкивался сам непосредственно. Уверен, многие из вас ещё добавят несколько пунктов.
Кто виноват и что делать? Как вырваться из порочного круга? Как найти время, если в сутках всего 24 часа, а маховик времени пропал ещё во времена третьего фильма о Гарри Поттере?
Если у вас нет проблем с поиском свободного времени — цените свою супер-силу. Поверьте, для многих из ваших знакомых эта супер-сила фантастичнее, чем таланты Супермена или Человека-паука. Вам можно не читать эту статью. Хотя даже вам, возможно, будет интересно лучше понимать ваших друзей, которые делают миллион задач и, кажется, не успевают ничего, кроме работы.
А если вы и есть этот друг — эта статья может вам помочь.
Болезнь или закон?
Начнём с понятий. Есть (был) Джеймс Паркинсон. Английский врач, который описал известное вам нейродегенеративное расстройство ещё в 1817 году. На данный момент заболевание, в результате которого человек страдает от тремора (дрожи) конечностей, всё ещё остается неизлечимым. Кажется, Майкл Джей Фокс, актер наиболее известный по роли Марти в фильмах "Назад в будущее", так же является наиболее заметным человеком, пострадавшим от этого недуга.
Закон никак не связан с болезнью. Наверняка неизвестно, но кажется, что даже трудоголизм никак не связан с этим расстройством. Выдыхаем.
Есть (был) второй, менее известный Паркинсон — Сирил Норткот. Британский писатель, журналист и историк. Вот он и придумал закон, о котором я подробнее расскажу в статье.
2
Чё, прям закон?
Сирил (позволю себе first name basis, потому что ему, наверное, всё равно), как вы поняли, не был ни пэром, ни лордом, ни премьер-министром, ни судьёй. В министерстве он работал, но судьбы королевства не решал. Так что закон не в том смысле. Выдыхаем ещё раз. Если хочется, можно нарушать. Если вы трудоголик, вы и так нарушаете.
Не был он и учёным. Так что научной базы, как минимум у Сирила и изначально, там особо не было. Это скорее как пиратский кодекс или даже как закон Мёрфи. Такое устойчивое наблюдение из жизненного опыта, которое настолько хорошо и надёжно работает, что практически как физический закон природы. Сирил вообще шутил, статья, в которой он писал про закон, была сатирическая. Просто взял, написал в The Economist о том, что потом, как говорится, ушло в народ. Да так хорошо ушло, что породило много других статей, причем даже вполне научных. Он и сам еще написал несколько книг по теме и не очень.
В итоге настоящие учёные начали исследовать его гипотезу, а реальные люди начали следовать описанным в законе принципам.
3
Что за закон-то?
Закон по-гениальному простой, и по-простому гениальный: "Work expands to fill the time allotted for it". Говоря по-нашему, «Работа заполняет время, отпущенное на неё». Как люблю говорить лично я — "работа — это жидкость".
Если выделить на задачу 30 минут, работа займёт 30 минут. Если этого мало, можно выделить 3 часа. Работа займёт три часа. Особенно если это одна сложная задача, а не несколько мелких. Особенно если задача творческая, а не механическая.
Если не планировать чёткие рамки рабочего и нерабочего времени, добавить к этому пару литров трудоголизма, щепотку синдрома самозванца, и поместить эту смесь в условия отсутствия опыта полноценного выгорания, недостатка терапии и/или жизненного опыта — получится идеальная смесь для работодателя. Работник (в нашем кейсе преподаватель), который много работает, а когда не работает, чувствует, что он плохой, поэтому идёт работать. В итоге работает больше и/или дольше чем надо, свободное время в лучшем случае превращается в "свободное время", а в худшем полностью вытесняется работой. Даже сон в этой ситуации сокращается до нездорового количества, обед превращается в перекус, личная жизнь аннигилирует, а любые приглашения друзей "потусить" встречают отказ под предлогом "у меня много работы".
Узнали кого-то? Может, себя? Я вот был такой на 100% несколько лет назад. Сейчас, как high-functioning workaholic, пытаюсь с этим бороться, но получается не всегда. Но хотя бы получается.
4
А пруфы будут?
Как уже говорилось выше, это не то чтобы совсем закон. Но пруфы, тем не менее есть.
В одном исследовании от Journal of Consumer Research было доказано, что если у человека есть больше времени, чем нужно на выполнение задачи, скорее всего он(а) будет прокрастинировать. Плюс, люди чаще всего недооценивают количество времени, которое понадобится им для выполнения задачи.
Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology, доказало, что люди работают медленнее и менее эффективно, если у них есть больше времени, чем нужно на выполнение задачи.
Сам Паркинсон проводил эксперимент, где просил 50 школьников складывать бумажные самолётики. Одним он дал 30 минут, другим не поставил никаких дедлайнов — сколько хочешь, столько и работай. В итоге (что бы вы думали?) первая группа закончила задание за 30 минут, а вторая за 67. Одно и то же количество самолётиков.
5
Личный опыт
Может показаться, что закон Паркинсона больше для прокрастинаторов, а не для трудоголиков. Это не так и на то есть личный пример.
Какое-то время я работал менеджером в сфере преподавания, в языковой школе. У меня не было чётко обозначенных по времени задач. Что-то я мог планировать сам, о каких-то встречах и созвонах мог договориться, чтобы назначить их на удобное мне время.
Я ничего не успевал. В моей жизни была работа, сон (часов 6 в лучшем случае) и "отходняк". Это когда после работы ты настолько уставший, выжатый и выгоревший, что включаешь какой-то сериал и просто пялишь в экран, отключая мозг. Вообще нет сил думать "чего я хочу?", а друзья, которые приглашают на встречу, слышат уже привычное "я не могу, мне надо отдохнуть". Работа заполняла всё выделенное на неё время. А на неё и было выделено всё время.
Вот только после нескольких лет такой "жизни" и выгорания, мне попалось на глаза видео, которое немного "подвинуло" меня в правильную сторону.
Постепенно, очень постепенно, я добрался до моей, обратной интерпретации закона Паркинсона. Если работа заполняет всё выделенное на неё время, надо выделять на неё меньше времени? Нет, не всё так просто. В этом случае образуется вакуум без занятий, который — угадаете? — тут же заполняется работой.
Есть в Казани (очень красивый город, рекомендую) крутое и современноое общественное пространство в центе, у озера Кабан. И там есть классная детская площадка. Течёт озерная вода, а дети могут ставить заслонки, чтобы остановить воду или чтобы она пошла дальше. Супер-интересно, даже я поиграл.
Вот так и со временем. Если не ставить заслонки, туда просто "нальётся" работа. А заслонки нужно ставить прочные и крепкие. Что это может быть?
Всё, что угодно. Для начала желательно что-то, что подразумевает другого человека. И если вы ответственный (а все трудоголики такие), вы, возможно, не захотите этого человека подставить. А значит, придёте на встречу. Например, вместо простого похода в тренажёрный зал, заведите себе тренера. Вместо оплаты занятий по языку после урока, оплатите занятие репетитору заранее.
Потом можно брать уровень посложнее — выделять себе время на обед. Вот буквально прописывать это в календаре. Если у вас нет календаря — начните с этого и заведите его. И в календаре, помимо времени на работу, пропишите всё, что вам нужно для жизни, а не только для работы. Час на обед, час на почитать, пару часов на спорт(добраться до зала + тренировка + душ и путь обратно) и так далее.
Сделайте отдых частью своей работы. Не смейтесь) Планируйте всё, на что не хватает времени. Хотя бы поначалу не оставляйте себе свободных "зазоров" в расписании. Иначе что — правильно! — туда затечёт работа.
6
Да ладно?
Я всегда, особенно когда даю непрошенные советы, предлагаю просто попробовать. А потом уже принимать решения. Гарантий не даём, все люди разные. Но как минимум у всех, кому я советовал и кто попробовал, получилось и сработало. Может, и у вас получится.
Голос внутри, который говорит — да как я сделаю всю эту работу за вот это вот небольшое время? — будет продолжать гундеть. Это нормально) Попробовать всё равно стоит. Как и любому навыку — тайм-менеджменту можно научиться. Будут пробы и ошибки, будут и выводы с результатами.
К принципу "работа — это жидкость" хорошо бы добавить умение расставлять приоритеты и умение (хотя бы навык), попуститься и принять, что качество работы, сделанной через силу и в выгорании и качество работы, сделанной в ограниченное время, могут не сильно отличаться. С высокой долей вероятности (+ мой опыт), работа в ограниченных рамках получается как минимум ничуть не хуже, а в долгосрочной перспективе точно лучше. Ведь вы отдыхаете, переключаетесь и успеваете вспоминать, что ещё хорошего есть в жизни, помимо любимой работы. А если нелюбимой — тем более.
7
Итоги
Закон Паркинсона, как и меня, можно критиковать за ненаучность, за то, что он не учит расставлять приоритеты, не учитывает индивидуальные кейсы, особенности и различия между людьми. Нельзя полностью предсказать и внешние факторы. Можно оказаться в пробке и опоздать. Вас дома может закрыть сосед с единственным ключом (было минимум два раза у моих подопечных). Ну а про человеческий фактор я вообще молчу. Можно идеально спланировать свой день, а потом всё полетит не туда, из-за того что ваш студент опоздал. Этого не отнять.
Но в ответ на весь этот хаос жизни можно выстроить систему "заглушек", которые защитят вас от "лишней" работы и дадут вам возможность успевать больше. Просто попробуйте