Я долго откладывал написание этой статей, потому что не знал как подступиться к этой теме. Еще в самом начале и в самых первых статьях, которые я написал, я касался темы целеполагания и намекал, что известные многим принципы
S.M.A.R.T. или
A.R.C.S. как минимум можно очень по-разному понимать, интерпретировать и применять, а как максимум — использовать совершенно неэффективно для урока, для учителя, и для учеников.
И вот, спустя более чем 15 статей и лет преподавания, а вместе с этим и после пяти лет работы методистом, где я, помимо прочего, обучал преподавателей целеполаганию, мне удалось развить и довести до совершенства систему, спущенную мне свыше в виде абстрактного принципа без конкретных деталей. Ещё когда меня брали на работу в моей предыдущей школе, я столкнулся с размытыми формулировками "чего-то не хватает" и "непонятно зачем мы это делаем". Когда пришлось (посчастливилось) стать методистом самому, не имея за плечами CELTA, DELTA и Train the Trainer, я частично с помощью моего руководителя, а во многом методом проб и ошибок на протяжении всех пяти лет обучения преподавателей "допиливал" стройную, а главное — понятную систему целеполагания на занятии.
Поправлю себя — у самой системы целиком не так много прямой доказательной базы. К сожалению, у меня так и не появилась возможность провести двойное слепое рандомизированное тестирование с плацебо. Экспериментировать на живых
людях учениках было жалко. Что делать в этом случае? Конечно, экспериментировать на себе. Большую часть моей работы составляло посещение занятий преподавателей в качестве ученика, изнутри. Я смотрел урок, как мог играл роль ученика (как правило, уровня Elementary) и затем давал обратную связь. Примерно так, как это бывает на курсе CELTA.
С другой стороны, не спешите ловить меня на противоречии самому себе — отдельные элементы этой системы доказано работают. Просто пока ещё никто (ну или я не знаю об этом) не соединил все эти принципы в единую систему. И не доказал научно, что система работает целиком. Тут только практика: моя и преподавателей моей бывшей школы. Если вас это смущает, я понимаю. Но система всё равно работает, смущает вас это или нет.
Многие наверняка знают или догадываются, что преподаватели — самые сложные ученики: их ничем не удивишь, они видят и вас и вашу методику насквозь, оказываются крайне требовательными и часто "водят носом", если что-то идёт не так, как им хочется или кажется правильным. Я тоже был таким, наверное, первые пару лет своей работы методистом. Возможно, я до сих пор такой — не мне судить. Так или иначе, большая часть моей системы целеполагания сложилась из опыта требовательного ученика.
Второй ингредиент — опыт объяснения этой системы преподавателям. Мне нужно было не просто сказать "ну, чёт не то", а объяснить, что именно, и дать конкретные рекомендации — как надо. Отсюда выросли конкретные примеры, отточенные в тысячах объяснений с десятками преподавателей, от начинающих, до прошедших CELTA и DELTA. Даже им было чему поучиться. К сожалению, Cambridge не дошёл (или не захотел дойти) то того уровня, простите за грубость, "задротсва", с которым я вынужден был оценивать и объяснять систему целеполагания преподавателям.
Отсюда в первую очередь и растёт мой скепсис в отношении кембриджской методики, заслуженный пиетет к которой я слышу от большого количества преподавателей-экспертов — всё-то у них хорошо, кроме целеполагания. Come on, откроем юнит из учебника подготовки к CELTA, посмотрим что они имеют в виду под "хорошей целью урока" и всплакнём. Ну ОК, я всплакну, а вы можете не согласиться, мысленно кинуть в меня чем-нибудь, и закрыть эту статью.