Поясню.
Если вы давно читаете мои статьи, вы знаете о том, что я не люблю экзамены. Да-да, я именно тот стереотипный преподаватель с девизом "не сдавал, но осуждаю". Хоть и был в моей жизни опыт подготовки к ЕГЭ, IELTS и CPE, но я не сильно проникся и сам, по крайней мере пока, не сдавал.
Я всё еще не понимаю, как, зачем и почему экзамены работают так, как они работают и проверяют то, что они проверяют. Руководствуясь моим любимым принципом банальной целесообразности, я решительно осуждаю экзаменационный формат чтения и аудирования, где, например как в CPE, тебя специально запутывают похожими формулировками, чтобы ты точно понял, что Мария не просто (вариант а) рада, а именно и только (вариант b) очень воодушевлена.
Тем не менее, невзирая на мой экзаменационный хейт, хочу сказать о том, что общие принципы работы с навыками в контексте подготовки к экзаменам и вне его мало отличаются. Прочитать статью в любом случае будет полезно.
Второй момент снова связан с целесообразностью и реалистичностью. В контексте подготовки к экзамену имеет смысл, например, обучение scanning и skimming, то есть разным типам чтения. Якобы иногда мы читаем текст поверхностно, а иногда ищем в тексте что-то полезное нам. Я, если честно, редко занимаюсь тем или другим не просто на английском, когда читаю какого-нибудь Диккенса или моего любимого Франзена, но и на русском языке. Вместо этого в 99% случаев я просто беру и читаю первый параграф-другой целиком. А дальше уже решаю — читать что-то дальше или нет. Наверное, неправильно судить по себе, но всё же интуиция и опыт преподавания подсказывают, что вот такие "тонкости" оказываются мало полезными ученикам в реальной жизни.
С аудированием, конечно, всё чуть по-другому, но суть остаётся той же: мы слушаем, что-то понимаем, если надо ставим на паузу или просим повторить — в зависимости от ситуации. Соотносить кусочки текста или проходить тест по аудированию, да даже выполнять задания True or False — это от лукавого. Естественно, на уроке мы хотим проверить понимание текста. Но "работа с навыком" звучит гораздо более фундаментально, чем "послушать что-то и забрать из аудио всё полезное, без задротства".
Другими словами, работа с навыками не является целью учеников. Как минимум не является их главной целью. Главная цель — общение. Работа с аудированием и чтением в большинстве случаев нужно только как подспорье к этому. Опять же, в контексте коммуникативного курса, а не курса по экзаменам. Ну и, конечно, люди (преподаватели и ученики) бывают разные. Если нравится вам читать тексты всё занятие — замечательно! Не мне вас судить. Но я могу предложить альтернативу.
Собственно, если совсем упрощать и утрировать, я кардинально не согласен с традиционным (читай, Кембриджским) подходом к обучению чтению и аудированию. Отводить целое занятие на текст или аудио в рамках коммуникативного (не экзаменационного) курса — перебор. Хотя, конечно, сделать это можно по-разному. Польза от таких занятий, конечно, будет. Но её можно сделать более насыщенной и концентрированной.
Или, если хотите, you can have a cake and eat it too. Можно и с навыком поработать от души, и успеть ещё что-то за урок. При условии что урок больше 60 минут. Если урок часовой, тогда работать с текстом целое занятие относительно норм. На мой взгляд.