Вы наверняка с лёгкостью вспомните хотя бы одного университетского преподавателя, который монотонно, не отрывая взгляда от бумажки, читал лекцию по своему предмету. Довольно часто, при условии что над вами не висит Дамоклов меч экзамена и в вас не горит яркое пламя интереса к этой конкретной дисциплине, подобную лекцию до невозможности сложно воспринимать в течение продолжительного времени. Даже несколько минут подобных объяснений могут стать мукой.
Самый простой способ сделать объяснение любого материала более живым — интерактивность. В контексте объяснения грамматики это в первую очередь касается вопросов к аудитории, то есть к ученикам.
Здесь можно высказать много возражений и задать много вопросов: А как я буду спрашивать о том, что ученики не знают? А что если ученик ответит неправильно? А разве это не увеличит время на грамматику, которую ученики и так с большим удовольствием ускорили бы? Все эти возражения можно преодолеть.
Одна из моих любимых историй, это рассказ про (в буквальном смысле) пару учеников — мужа и жену — которые учились оффлайн в один и тот же вечер, но в группах разных уровней: Elementary и Pre-Intermediate соответственно. После занятий они вместе шли домой и обсуждали свои впечатления. А затем муж, возвращаясь в школу на следующее занятие, заваливал преподавателя вопросами по темам, которые ему, в силу уровня, еще рано было разбирать.
Эта история, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует одно из моих самых любимых правил в преподавании и в жизни — don't assume или "не предполагай". Как преподаватели мы никогда не узнаем наверняка что и откуда узнают наши ученики: с кем они общаются, какие приложения установлены на их телефонах, что они смотрят и читают. Узнать об этом можно только с помощью вопросов. В этом и состоит идея правила интерактивности: ученики много о чём могут догадаться и могут уже многое знать, мы всегда можем спросить их об их знаниях и догадках. По-умному и по-методически это называется elicitation.
С этой точки зрения я всегда говорю преподавателям о том, что во время объяснения новой грамматической темы мы ничего не должны давать ученикам бесплатно: они должны "заплатить" за любой "кусочек" информации своими ответами. Лучший способ сделать объяснение новой темы интересным, живым и интерактивным — задавать вопросы до того, как вы что-то объяснили. А ты как думаешь? А что это значит? А почему так?
Чтобы этот принцип работал максимально эффективно, нам, безусловно, может помочь подход контекстуализации или guided discovery. Но про это я ещё напишу отдельно. А пока предлагаю запомнить три простых шага для самой лучшей презентации (грамматики или многих других тем): задай вопрос - получи ответ - дай информацию.
Даже если ученик не ответит на наш вопрос или ошибётся — мы создадим момент интерактивности и добавим жизни в урок. Плюс, узнаем важную информацию: что ученик знает а о чём, возможно, не сможет догадаться. А это, в свою очередь, поможет нам более тонко настроить оставшуюся часть занятия: если ученик с ходу "щёлкает" наши вопрос "как орешки", мы быстро разберёмся с темой и пойдём дальше, а если ученику требуется время —мы, возможно, не успеем всё, что запланировали.
Такая интерактивность чаще всего прямо противоречит идее "заготовок" грамматики. Одно дело — набросать общую схему или активность, которую вы будете дополнять вместе с ученикам. Другое — размашистым движением скинуть с доски вуаль, обличив расписанное заранее правило. Конечно, есть такие мастера, которым удаётся даже в этом случае ввести грамматику интерактивно, но я таких не встречал. Возможно потому, что окинуть доску взором и прочитать весь текст можно гораздо быстрее, чем что-то объяснить или рассказать. Самостоятельно и молча читать грамматические правила — не самое интересное занятие для подавляющего большинства учеников. Поэтому я, как правило, рекомендую анимированные презентации в PowerPoint для онлайн занятий и старое-доброе выписывание правил на доску для офлайна. Но даже здесь можно так навертеть с дизайном и переобъяснениями, что чтение грамматики покажется неплохой альтернативой. Чтобы этого избежать, обсудим следующие правила.