Во всех предыдущих частях серии я говорил о том, почему важна основная цель урока, как и зачем её продумывать, планировать и озвучивать. Однако, этой основной части системы целеполагания всё ещё недостаточно, чтобы урок оказался максимально эффективным и вовлекающим, а наши ученики сохраняли мотивацию и осознанность на всём его протяжении.
Сейчас большая часть моих занятий длится 90 минут. Есть уроки и по 60 минут, бывали занятия и по 45 минут, и даже по 135 минут, не считая перерыва и возможных обсуждений до и после урока — это были групповые занятия.
Так вот, попробуйте вспомнить, что вы делали 2,5 часа назад. Это может быть не слишком сложно, но имейте в виду, что во время занятия студенты работают с новой грамматикой, которую им нужно понять, и/или новыми словами, которые им нужно запомнить, и всё это на иностранном языке с множеством текстов, заданий и упражнений... Это может быть довольно сложно — сохранять концентрацию, не говоря уже о том, чтобы запомнить, что учитель сказал о цели урока в самом его начале.
Так же довольно сложно понять, как чтение конкретного текста о знаменитом шеф-поваре или выбор правильного варианта в упражнении должны помочь мне научиться рассказывать о моих любимых блюдах. Нам явно нужно убедиться, что наши студенты не только остаются вовлеченными и сосредоточенными на протяжении всего урока, но и осознают практическую пользу каждого задания. Как каждое задание приближает меня к моей глобальной цели — найти работу, путешествовать, чувствовать себя классненьким и умненьким.
Руководствуясь всё теми же принципами реалистичности, наглядности и практической пользы, мы никак не можем сказать что-то вроде "Давайте потренируемся с Past Perfect и раскроем скобки!" в переходе от одного задания к другому. Здесь нет ни реалистичности, ни примеров, ни логики, ни нарративности, ни пользы. Только надежда на то, что ученики ещё помнят основную цель урока (вряд ли) и могут сами связать её с конкретным заданием (очень вряд ли).
Правильная формулировка, которую я бы предложил в данном случае выглядит так: "Если вы хотите объяснить своему начальнику, что опоздали, потому что на вас напал медведь — что может случиться, когда живешь в России — вам нужно быть профессионалом в использовании Past Perfect. Так что давайте немного потренируемся в этом." Ок, тут ситуация не совсем реалистичная — шутки ради — хотя, зависит от того где именно вы живёте. Так или иначе, я ещё буду приводить более адекватные примеры, но прежде чем идти вглубь, проговорю ещё пару важных тезисов.
Можно подумать, что дополнительные проговаривания могут надоесть ученикам. Это не так. Поверьте (ну или проверьте, если хотите) ученики совершенно не задумываются о том, зачем они делают то или иное задание. Перенесите это на себя — опять же, как часто в середине процесса мытья посуды или полов вы делаете паузу и задаётесь вопросом "А зачем я это делаю?". С другой стороны, бесчисленные исследования, не говоря уже про житейский опыт, подтверждают простую и очевидную идею — чем чаще мы вспоминаем, проговариваем, озвучиваем, визуализируем, слышим нашу цель — тем сильнее и самое главное устойчивее будет наша мотивация. Когда ученики видят и осознают ценность выполнения упражнений на уроке, они так же становятся более мотивированными и учатся более эффективно и продуктивно.
Можно подумать, что проговаривание целей может "отъесть" неадекватно большое время от занятия и увеличить количество TTT (Teacher Talking Time — время говорения учителя) на уроке. Мы считали: хорошие вспомогательные цели занимают от силы 4-5 минут от 90-минутного занятия. Ситуации, конечно, бывают разные, но в целом "обменять" 5 минут времени урока на кратное повышение эффективности занятия, вовлечённости и осознанности учеников, лично мне совсем не жалко. Даже если вспомогательные цели просто пару раз посетят ваше занятия на переходе между двумя-тремя заданиями и этапами из 15 — ваш урок уже методически приблизится к уровню DELTA. Не шучу. Когда мы, ещё работая в языковой школе, отправили нашу методическую теорию в Кембридж, нам сказали, что такой уровень "задростства" (вольный перевод с английского) — обычно встречается только на DELTA. Но на самом деле даже его там нет. Как всегда, у Кембридж всё немножко попроще. Поэтому, если вы по-настоящему освоите навык целеполагания, вы уже станете на голову выше 90% преподавателей на рынке, а все ученики, хоть раз поработав с вами, будут ваши навеки.