by im.pro.wise

целеполагание 2.0.
Часть 10

Вcпомогательные цели урока
Это десятая и заключительная часть серии статей о целеполагании. Предыдущие части можно прочитать здесь:
  1. Первая вводная часть: почему обычное целеполагание не работает;
  2. Вторая часть: как сделать цель урока конкретнее;
  3. Третья часть: как сделать цель урока актуальнее;
  4. Четвёртая часть: как и зачем делать цель урока интерактивной;
  5. Пятая часть: как и зачем делать цель урока функциональной;
  6. Шестая часть: связная, логичная, результативная и эффективная цель;
  7. Седьмая часть: целеполагание как процесс;
  8. Восьмая часть: про неклассическое целеполагание;
  9. Девятая часть: про поиск мотивации в работе с детьми и ESP.
Кому помогают
вспомогательные цели
Во всех предыдущих частях серии я говорил о том, почему важна основная цель урока, как и зачем её продумывать, планировать и озвучивать. Однако, этой основной части системы целеполагания всё ещё недостаточно, чтобы урок оказался максимально эффективным и вовлекающим, а наши ученики сохраняли мотивацию и осознанность на всём его протяжении.

Сейчас большая часть моих занятий длится 90 минут. Есть уроки и по 60 минут, бывали занятия и по 45 минут, и даже по 135 минут, не считая перерыва и возможных обсуждений до и после урока — это были групповые занятия.

Так вот, попробуйте вспомнить, что вы делали 2,5 часа назад. Это может быть не слишком сложно, но имейте в виду, что во время занятия студенты работают с новой грамматикой, которую им нужно понять, и/или новыми словами, которые им нужно запомнить, и всё это на иностранном языке с множеством текстов, заданий и упражнений... Это может быть довольно сложно — сохранять концентрацию, не говоря уже о том, чтобы запомнить, что учитель сказал о цели урока в самом его начале.

Так же довольно сложно понять, как чтение конкретного текста о знаменитом шеф-поваре или выбор правильного варианта в упражнении должны помочь мне научиться рассказывать о моих любимых блюдах. Нам явно нужно убедиться, что наши студенты не только остаются вовлеченными и сосредоточенными на протяжении всего урока, но и осознают практическую пользу каждого задания. Как каждое задание приближает меня к моей глобальной цели — найти работу, путешествовать, чувствовать себя классненьким и умненьким.


Руководствуясь всё теми же принципами реалистичности, наглядности и практической пользы, мы никак не можем сказать что-то вроде "Давайте потренируемся с Past Perfect и раскроем скобки!" в переходе от одного задания к другому. Здесь нет ни реалистичности, ни примеров, ни логики, ни нарративности, ни пользы. Только надежда на то, что ученики ещё помнят основную цель урока (вряд ли) и могут сами связать её с конкретным заданием (очень вряд ли).

Правильная формулировка, которую я бы предложил в данном случае выглядит так: "Если вы хотите объяснить своему начальнику, что опоздали, потому что на вас напал медведь — что может случиться, когда живешь в России — вам нужно быть профессионалом в использовании Past Perfect. Так что давайте немного потренируемся в этом." Ок, тут ситуация не совсем реалистичная — шутки ради — хотя, зависит от того где именно вы живёте. Так или иначе, я ещё буду приводить более адекватные примеры, но прежде чем идти вглубь, проговорю ещё пару важных тезисов.

Можно подумать, что дополнительные проговаривания могут надоесть ученикам. Это не так. Поверьте (ну или проверьте, если хотите) ученики совершенно не задумываются о том, зачем они делают то или иное задание. Перенесите это на себя — опять же, как часто в середине процесса мытья посуды или полов вы делаете паузу и задаётесь вопросом "А зачем я это делаю?". С другой стороны, бесчисленные исследования, не говоря уже про житейский опыт, подтверждают простую и очевидную идею — чем чаще мы вспоминаем, проговариваем, озвучиваем, визуализируем, слышим нашу цель — тем сильнее и самое главное устойчивее будет наша мотивация. Когда ученики видят и осознают ценность выполнения упражнений на уроке, они так же становятся более мотивированными и учатся более эффективно и продуктивно.

Можно подумать, что проговаривание целей может "отъесть" неадекватно большое время от занятия и увеличить количество TTT (Teacher Talking Time — время говорения учителя) на уроке. Мы считали: хорошие вспомогательные цели занимают от силы 4-5 минут от 90-минутного занятия. Ситуации, конечно, бывают разные, но в целом "обменять" 5 минут времени урока на кратное повышение эффективности занятия, вовлечённости и осознанности учеников, лично мне совсем не жалко. Даже если вспомогательные цели просто пару раз посетят ваше занятия на переходе между двумя-тремя заданиями и этапами из 15 — ваш урок уже методически приблизится к уровню DELTA. Не шучу. Когда мы, ещё работая в языковой школе, отправили нашу методическую теорию в Кембридж, нам сказали, что такой уровень "задростства" (вольный перевод с английского) — обычно встречается только на DELTA. Но на самом деле даже его там нет. Как всегда, у Кембридж всё немножко попроще. Поэтому, если вы по-настоящему освоите навык целеполагания, вы уже станете на голову выше 90% преподавателей на рынке, а все ученики, хоть раз поработав с вами, будут ваши навеки.
Без шуток, когда я ушёл из школы во фриланс, ко мне пришли учиться ученики, с которыми я работал 2, 3, 5 и даже 7 лет назад. Одна ученица даже сказала, что после меня училась в известной всем большой школе с америкашкой, затем с носителем, затем ещё с парой репетиторов, но я всё равно был лучшим преподом в её жизни. Это, конечно, не только из-за целеполагания, но тем не менее.
transitions vs supplementary aims
Прошаренные в методике коллеги могли уже заподозрить подвох. Вова, так это ж transitions! В каком-то смысле да. В том смысле, что пироги, паста, куличи, пицца, пельмени и торты — это, в сущности, варианты хлеба. Что-то общее, безусловно, есть, но, как говорится, есть нюанс.

Говоря просто, в моей системе координат вспомогательные цели — главная часть переходов (transitioning) от одного задания к другому. Можно ли перейти от этапа к этапу без вспомогательной цели? Можно. Но будет хуже: менее эффективно, наглядно, коммуникативно, полезно и так далее...

По сути я предлагаю расширить понятие transitioning, включив в него дополнительные цели урока. Так что здесь я не отказываюсь от "проверенных веками" канонов методики, а просто дополняю и улучшаю их.
снова по
золотому кругу
Вспомогательные цели урока — часть системы целеполагания. А значит, они следуют тем же принципам. Чтобы не запутать никого, кто читает статьи нерегулярно и по какой-то причине оказался здесь впервые и не очень понимает, что происходит, я сделаю две вещи: дам ссылку на статью, где подробнее раскрываю суть "Золотого круга", и кратко напомню её основную суть.

Мотивация работает лучше всего, если на первый план выходит ответ на вопрос "Зачем?". Самое главное, что мотивирует — глубинные, иногда даже не осознанные, причины того, что мы хотим получить, выполняя то или иное действие. В контексте урока, это элемент глобальной цели ученика. Если цель "работать в зарубежной компании", на занятии мы проговариваем коммуникативную ситуацию, связанную с ней, например "учимся отвечать на каверзные вопросы HR-менеджера".

Разобравшись с причиной, нам важно узнать и понять механизм реализации цели — ответ на вопрос "Как?". Это инструменты или, в нашем случае, язык — примеры грамматики, лексика и/или функциональных фраз, обязательно в контексте той же самой коммуникативной ситуации из первого пункта.

Последнее, самое простое и наименее важное — сам язык и задания. "Что?" именно мы будем делать — изучать прилагательные, разбираться в разнице между модальными глаголами, планировать отпуск, рисовать план дома своей мечты или составлять список достижений для собеседования или CV.
Вспомогательные цели урока работают по принципу "Золотого круга":
  1. "Зачем?" мы делаем то или иное задание — как оно поможет нам в достижении основной цели урока.
  2. "Как?" тот или иной язык работает в данном конкретном контексте — примеры использования грамматики или лексики.
  3. "Что?" конкретно мы будем делать — инструкции к заданию, страница, ссылка, номер упражнения, и т.д.

"As I said earlier, today we are going to talk about our lifestyle, how much water we should drink or how many glasses of wine might be a bit too many for one evening, and before we discuss such ideas, let’s practice a bit with the quantifiers we have just studied."


  1. Зачем? — 'today we are going to talk about our lifestyle'
  2. Как? — 'how much water we should drink or how many glasses of wine might be a bit too many for one evening'
  3. Что? — 'practice a bit with the quantifiers' и дальше инструкция к конкретному заданию.
делаем вспомогательные
цели урока ещё круче
Система, проверенная годами практики — не просто в смысле того, что я ей пользовался, а в смысле того, что я обучал этой системе других преподавателей — не работала бы, если бы у неё не было конкретных, понятных и измеримых критериев. Плюс к этому, принцип "Золотого круга" помогает нам только на короткой дистанции — в переходе между двумя заданиями или этапами урока. Нам нужно не забывать, что в идеале, вспомогательные цели предшествуют каждому заданию на занятии. Очевидно, что повторение одной и той же внутренней цели сведёт с ума любого ученика, не говоря уже про преподавателя, который довольно часто продумывает эти цели заранее, на этапе планирования урока. Чтобы свести это всё в систему, нам нужно пять критериев.

Итак, хорошие, правильные, красивые и полезные вспомогательные цели должны:
  1. Быть связаны с основной целю урока. Каждый раз, проговаривая вспомогательную цель, мы напоминаем ученикам о том, к чему это всё идёт.
  2. Содержать в себе примеры языка в контексте коммуникативной ситуации. Во вспомогательной цели выше мы говорили про количество вина и воды, необходимое для здорового образа жизни.
  3. Быть связными и последовательными. Грамматика не должна лезть вперёд батьки в пекло быть важнее коммуникации, потому что для наших учеников, как правило, важнее умение выражать свои мысли, а не изучать правила. В этом смысле формулировка "Study Past Simple to talk about our favortite vacations" проигрывает формулировке "Study how to talk about our favortite vacations using Past Simple". И обе они проигрывают варианту с примером: "Study how to talk about our favortite vacations, for example where we went and what we did there, using Past Simple". Очевидно, что если мы говорим про отпуск, примеры про кошек, собак и колбасу будут не в тему. За исключением случаев, когда вы взяли с собой в отпуск своих домашних питомцев и по дороге посетили с экскурсией колбасный цех.
  4. Быть разнообразными. Тут может возникнуть вопрос — а как говорить об одном и том же по 15 раз за урок и при этом не сойти с ума. Ответ до банального прост — переформулировать ту же идею другими словами. Например, сначала зайти через 'to talk about travelling', потом 'to talk about places to visit', и наконец 'to talk about all the countries, you can see'. Смысл тот же, раздражение минимально.
  5. Предварять каждое задание на занятии. Это в идеале. Если один раз забудете — ничего страшного не случится. Если сейчас у вас вообще нет вспомогательных целей, и появится одна-две, будет супер-круто. Тем не менее, у каждого задания на занятии есть свой смысл, верно? Каждое задание на занятии помогает нам достичь цели урока. А если не помогает — то зачем нам это задание? Вспомогательные цели хороши ещё и тем, что помогают отфильтровать контент для урока и убрать из него всё лишнее. Это снова про эффективность занятия.

На всякий случай напомню свой главный тезис — речь не идёт о том, что без целеполагания урок будет плохим. Ничего подобного. Однако, если целеполагание есть — урок будет ещё лучше, потому что он станет эффективнее. Будет приносить больше пользы за счёт отфильтровывания ненужных заданий и большей осознанности и вовлечённости учеников.
главный вопрос
Если подводить итог этой статьи, я бы предложил вам в следующий раз (или отныне и впредь, если вы — отличник) делать две вещи: во-первых, почаще задаваться вопросом "Как это задание поможет моим ученикам достичь цели урока?", а во-вторых, озвучивать свой ответ на этот вопрос во время занятия. Попробуйте, и обязательно расскажите о том, что получилось. Опыт подсказывает, что понравится и вам и вашим ученикам.
outro
Для меня целеполагание — один из самых важных и полезных навыков не просто в методике преподавания иностранных языков, но и в жизни вообще. Это инструмент, который я оттачивал на тысячах занятий с сотнями учеников, проверял с десятками преподавателей и описывал на протяжении 2,5 месяцев в 10 статьях серии.

При этом я понимаю, что кому-то эта система может показаться избыточной и переусложнённой. Однако я на деле раз за разом убеждался в том, насколько выигрышно выглядят занятия с правильным целеполаганием по сравнению с обычным, даже очень профессиональным уроком.

Каждый раз, когда я пишу или рассказываю о целеполагании, я понимаю что-то новое, нахожу новые примеры или аналогии, чтобы система работала ещё более эффективно. Наверняка через какое-то время мне захочется ещё чем-то дополнить этот opus magnum или изменить что-то в моём подходе. Однако на данный момент это действительно что-то чем я горжусь.

При этом у меня есть ещё много отдельных точечных находок, примеров или идей, которые по той или иной причине не вошли в эту серию. Мне ещё есть чем поделиться и в контексте целеполагания в частности и в плане методики вообще. Так или иначе, если у вас есть какие-то вопросы по целеполаганию, а ещё лучше — обратная связь из вашей реальной практики использования этих принципов, пожалуйста, свяжитесь со мной и поделитесь своими идеями. Хорошие и правильные методические системы не делают вид, что они идеальны, а остаются всегда открыты к критике и изменениям.

Спасибо, что прочитали.
Я провожу обзервации занятий и консультирую преподавателей по вопросам методики.

Если у вас есть небольшие точечные вопросы — задавайте их в нашем сообществе в TG или ВК.
Если хотите узнать больше
© 2024
IM.PRO.WISE