Одна из самых очевидных и часто забываемых стадий. Вроде бы мелочь — прежде чем читать текст или слушать аудио мы показываем ученикам какую-нибудь картинку или цитату и спрашиваем что-то из серии "Как вы думаете, о чём текст?" Однако, у этой стадии есть такое количество неочевидных преимуществ, что пропускать такое количество пользы = резко снижать полезность и эффективность занятия.
Оговорюсь: тут я руководствуюсь одним из "шести правил опытного преподавателя", которые можно найти в
нашей запрещённой сети — очевидные вещи не очевидны. Если вы что-то уже знаете, особенно если вы пришли к этому сами в процессе наработки преподавательского опыта, этот приём или метод может казаться вам сам собой разумеющимся. Но велика вероятность, что для кого-то это будет новой идеей.
Первая неочевидная польза: дополнительный инструмент для создания интереса. Мы, конечно, уже создали интерес на предыдущей одноимённой стадии. Но интереса много не бывает. Вопрос, с которым я тут часто встречался: а разве опроса о догадках не достаточно для создания интереса? Как правило нет. Приведу мой любимый пример:
"Прежде чем рассказать про наше любимое блюдо давайте послушаем интервью со знаменитым шеф-поваром. Посмотрите на картину, вы знаете кто это? Нет? Тогда послушайте и узнаете". Что тут не так? Здесь есть и целеполагание (
рассказать про наше любимое блюдо, кстати с примером высказывания вроде "например, я люблю карри больше лапши" будет лучше) и опрос о догадках. Однако, здесь не хватает именно создания интереса:
почему шеф-повар? почему именно этот шеф-повар? почему именно это интервью". Без достаточного создания интереса опрос о догадках будет работать, но менее эффективно — интереса будет недостаточно.
Вторая неочевидная польза: проверка знаний учеников. Это опрос, значит мы задаём вопросы нашим ученикам, и они будут на них отвечать. Их ответы помогут нам узнать не только их знание фактов по теме (знают этого шеф-повара или нет), но и знание лексики по теме, грамматических структур (если мы, например, хотим уйти в числительные much/many) и так далее. Эта информация может быть очень полезной для нас в дальнейшем планировании урока.
Третья неочевидная польза: предугадывание сложностей и более точное тактическое планирование. Логично вытекает из предыдущего пункта. Если мы выяснили, что ученики уже знают много слов по теме "еда", но путаются с числительными, мы можем пересмотреть тайминг, выделенный на работу с лексикой в сторону грамматики, или наоборот. Хорошее планирование урока состоит не только из стратегии (план, который мы "готовим" заранее — не обязательно прописываем, но обязательно хотя бы продумываем), но и тактики (того как мы реагируем на происходящее на занятии, подстраивая темп урока и продолжительность этапов под ситуацию и учеников).
Четвёртая неочевидная польза: вспоминание и активация пассивных знаний. Все мы прекрасно знаем, что пассивный словарный запас гораздо больше активного. Ученики могут знать большое количество слов, но они лежат где-то там, на задворках чертогов памяти. Процесс вспоминания пассивных знаний (т.е. того, что хранится в долгосрочной памяти) похож на процесс поиска заготовок в погребе: это надо пойти, спуститься, найти ту самую банку с огурцами, принести, открыть, и только потом закусывать. Нужно как минимум время, а как максимум желание и/или необходимость. Стадия опроса о догадках вообще и те вопросы, которые мы задаём в частности, помогают нашим ученикам "пойти, найти и принести" папочку с лексикой по теме еда, сдуть с неё пыль и вспомнить что там есть.
Пятая неочевидная польза: упрощение аудирования и чтения. Если мы немного обсудили факты по теме, повспоминали какие-то слова и ассоциации, есть высокая доля вероятности, что что-то из этого встретится в аудио или тексте. Значит, нам будет проще понять то, что сказано или написано. А значит, снижается не просто когнитивная нагрузка, но и эмоциональное восприятие сложности, что критично на невысоких уровнях и особенно с аудированием. Это и так очень сложно (как навык), а тут ещё и слова незнакомые. Чем больше знакомых слов, тем проще. Естественно, всё хорошо в меру.
Шестая неочевидная польза: создание дополнительной возможности для говорения. Во-первых, ученики будут отвечать на наши вопросы. Это всегда хорошо: они не просто дополнительно прорабатывают навык говорения без акцента на какой-то определённый язык (то есть относительно свободно и реалистично — приближенно к реальной ситуации общения вне урока), но и в очередной раз вовлекаются в занятие. Грубо говоря: чем чаще мы "тычем" учеников, тем меньше вероятность, что они уснут. Во-вторых, извечная борьба TTT (Teacher Talking Time, время говорения учителя) и STT (Student Talking Time, время говорения ученика) разрешается в пользу последнего. Будет гораздо лучше, если вместо вас, именно Вася расскажет группе о том, чем знаменит этот шеф-повар. А то бывает неприятно — Вася знал, но его не спросили. Именно для этого и нужен опрос о догадках.