Настоятельно рекомендую не забывать про "чувство дурачка" не только на этапе подготовки к уроку и составления списка слов и задания на введение целевой лексики, но и непосредственно во время занятия.
Прежде чем мы дадим ученикам задание, раздадим карточки или отправим по ссылке на активность с введением лексики, нам обязательно нужно провести с ними опрос. По-умному это называется eliciting или elicitation. Если вы изучаете еду, спросите у учеников "Какие слова про еду они уже знают" ДО того, как вы добавите им своих слов.
Это ключевой этап работы с лексикой о котором очень часто забывают даже самые прошаренные преподаватели. Почему это так важно? Конечно, не просто с позиции "ученик почувствует, что он уже что-то знает", хотя это тоже существенно. Помимо этого, такой опрос позволяет вам понять и сделать несколько мега-важных вещей:
1) Проверить свою адекватность. Насколько удачно вы предугадали какое количество слов ученики уже знают? Может, они назовут все слова, которые вы запланировали к изучению, а может, наоборот, ничего не вспомнят? Эта важная информация поможет вам на всех будущих уроках.
2) Спланировать время. Если вы выяснили, что ученики уже знают много слов, или наоборот, не знают совсем ничего, вы сможете сориентироваться и успеть перестроить и допланировать оставшийся урок с учётом этой информации. Знают много — быстро разберёмся с лексикой и поедем дальше. Знают мало — зависнем на лексике и можем не успеть что-то ещё.
3) Дать ученикам возможность обменяться знаниями. Чаще всего ученикам гораздо полезнее говорить самим, чем слушать преподавателя. Если Вася знает какое-то слово, а остальные его не знают, пусть Вася расскажет всем о значении этого слова. Может и Васю кто-то чему-то научит.
4) Дать ученикам возможность показать себя. Вася может почувствовать себя крутым, если именно он, один-единственный (не считая учителя) знал это слово, да ещё и всех научил. Приятно. Хотя, конечно, тут всё сильно зависит от Васи и от атмосферы в группе.
5) Дать ученикам возможность задействовать долгосрочную память и залезть в пассивный словарь. Супер-важно. Во-первых, ученики знают больше слов, чем им кажется. Проблема часто в том, что слова не всплывают в памяти тогда, когда они больше всего нужны. Для того, чтобы в будущем слова всплывали быстрее, нам нужно регулярно доставать их из головы, сдувать с них пыль и пользоваться ими. Во-вторых, мы лучше запонинаем всё (в том числе и слова), если это связано с чем-то уже известным. В голове у учеников уже есть коробочка со словами на тему "еда". Вместо того чтобы заводить новую коробочку или просто бросать слова на пол в наших чертогах разума, лучше найти старую коробочку и добавить в неё новые слова по той же теме.
6) Разогреть учеников. Ученики могут думать о чём угодно. И хорошо, что мы не можем знать о чём именно они думают. Но вполне возможно, что именно сейчас у них пока ещё не активны речевые зоны мозга и те нейроны, на которых записаны те или иные слова. Нам нужно сделать так, чтобы эти нейроны активировались, по ним пошёл сигнал, а значит, студенты разогрелись и размялись, прежде чем мы начнём нагружать их новыми словами.
7) Создать дополнительную возможность для взаимодействия и говорения. Тут всё понятно — мы спрашиваем, они отвечают, хорошее говорение по делу.
Сколько нужно спрашивать? Не больше пары минут, в среднем, достаточно, чтобы закрыть все семь пунктов выше.