Ещё одна важная говорка и усложнение, которое нужно сделать, связано с Кембриджским курсом Train the Trainer. Как вы можете понять из названия, суть этого курса в том, чтобы учить тренеров преподавателей. Это те люди, которые, в свою очередь, идут к преподавателям и помогают им лучше учить учеников. Те же люди, которые проводят курсы CELTA и пишут всяческие методические пособия. Про этот курс, что не удивительно, мало кто знает, потому что редко кто из преподавателей выходит на такие масштабы, чтобы учить не просто преподавателей, а тренеров преподавателей. Звучит как
финансовая методическая пирамида, и отчасти, так и есть. С другой стороны, ничто не мешает преподавателю даже без CELTA или DELTA набрать достаточное количество опыта, чтобы делить им с коллегами. За свою бытность руководителем отдела обучения преподавателей в средне-крупной языковой школе я видел самых разных преподавателей и надеюсь, что вы согласитесь, с моим выводом, что сертификат, опыт, умения, навыки и знания не всегда присутствуют в одном человеке.
Так или иначе, в курсе Train the Trainer, который я вёл сам и по которому у меня есть сертификат, выделяют 5 разных видов обратной связи. И несмотря на то, что в этом курсе речь идёт про тренеров преподавателей, информация об этих видах обратной связи, на мой взгляд, будем полезна всем.
- Директивная ОС. Просто и конкретно говорим как надо и что исправить. Если вам кажется, что этот вид самый ущербный — это не так. У начинающих тренеров преподавателей в этот момент всегда появляется сопротивление — а как же обсудить, а где же плюрализм мнений. (А голову кто будет включать, что я ему буду сам(а) говорить, что делать?) Этот вид ОС наиболее полезен в самом начале, когда человек ещё не освоился, и вместо рассуждений, обсуждений и ответов на вопросы, которые он(а) не знает, нужно просто сказать как делать, а как не делать. Представьте трёхлетнего ребенка, который только учится ходить по дому. Не надо объяснять, как работают розетки, переменный ток и электромагнетизм, лучше просто сказать "не суй пальцы в розетку".
- Альтернативная ОС. Вот здесь уже можно начать обсуждать варианты и задавать вопросы: а почему ты выбрал(а) вот такой приём, а пробовал(а) ли вот это, а что можно было сделать по-другому? Уже делим ответственность и вовлекаем человека, но ещё направляем его.
- Коллаборативная ОС. Здесь мы полностью на равных. Есть какая-то задача без конкретного идеально правильного варианта решения и мы вместе придумываем, обсуждаем и принимаем решение о том, как и что сделать дальше.
- Недирективная ОС. Здесь появляется ещё больше свободы. Тренер может и предлагать решения и направлять, но не принимать ничего здесь и сейчас. Решения и последствия остаются ответственностью "подопечного". Тренер скорее подсказывает направление, но не водит за ручку.
- Креативная ОС. Тут я бы разделил два подварианта, хотя Кембридж этого не делает:
- Типичная креативная ОС. Самая распространённая в большинстве случаев. Здесь мы миксуем все четыре предыдущих вида: где-то просто говорим что делать, где-то придумываем вместе.
- Нетипичная креативная ОС. Подключаем не только свою фантазию, но и фантазию всех других профессионалов, до которых сможем дотянуться. Например, просим психолога посмотреть на наш урок и дать свои советы, либо приглашаем дизайнера покритиковать наши материалы с визуальной точки зрения.
Типичая ошибка, с которой сталкиваются многие тренеры: не учитывать опыт и бэкграунд человека, которому они дают обратную связь. Можно, конечно, сделать вид, что все просто дают типичную креативную ОС, но часто это происходит не настолько осознанно, чтобы честно это заявить.
Как правило, встречаются два варианта: первый — "я методист, познавший методику" и "будет по-моему либо плохо" и "у меня так работает (как вариант, меня так учили), поэтому правильно только так". В моём опыте такое чаще всего встречалось у молодых преподавателей, который получили CELTA в самом начале своей учительской карьеры и по какой-то причине "передержались" за принципы этой программы. Поймите правильно, программа — это инструмент и им не только нужно уметь пользоваться, но и делать это осознанно, без фанатизма.
Второй вариант: "я люблю людей", "преподаватели — мои цыплятки", "любое мнение имеет право на существование" и "давайте обсуждать". Это замечательно, но иногда (когда человеку в начале пути нужны четкие, понятные и директивные инструкции) в лучшем случае раздражает, а в худшем —бесит.
Таким образом второе правило хорошей ОС — знай свою аудиторию.