Для тех, кто не захотел смотреть видео, или хочет краткую суть: вот она. Мы задаём себе три вопроса: Зачем? (Why?), Как? (How?) и Что? (What?). Именно в таком порядке.
Технические детали (в нашем случае — язык и грамматика, в других ситуациях — характеристика телефона или микроволновки, методика преподавания, деньги на счету, обои в квартире) могут быть интересны специалистам, глубоко погружённым в тему, но не вдохновляют людей "извне". Учеников сложно заинтересовать грамматикой. Это средство — но не цель, не самое важное. Логичнее начинать с самого важного.
Что самое важное? То, зачем люди изучают язык, покупают квартиру или делают что угодно ещё? Можно даже копать не слишком глубоко в психологию, а остановиться на относительно поверхностном уровне — чтобы получать радость и удовольствие от жизни, чувствовать себя свободными, уважаемыми и любимыми. Эти цели крайне широки и абстрактны, поэтому, вспомнив про идею "преодоления разрыва" из предыдущих
статей, "приземлим" их во что-то более конкретное. Что-то формата логической цепочки "Хочу чувствовать себя крутым" - "поэтому хочу работу в зарубежной компании" - "поэтому буду проходить собеседование на английском" - "поэтому хочу изучать английский" - "поэтому должен уметь рассказывать про свой опыт" - "поэтому придётся изучить Present Perfect".
Только размотав эту цепочку, мы сможем "законнектиться" с учеником, заинтересовать и вовлечь его, и, в сущности, помочь ему решить его проблему. В этом обучение вообще и целеполагание в частности схоже с маркетингом и продажами — мы выясняем потребности человека и помогаем ему их решить. Можно помогать и без выяснения потребностей, но это — из пушки по воробьям: большое количество учеников окажутся "нецелевыми" и будут либо пить вашу кровушку и точить ваши нервы, либо отвалятся и перестанут учиться. Это я не к тому, что надо учить всех, даже токсичных учеников, а к тому, что осознав связку "понимаем проблему ученика" — "помогаем ученику решить проблему", мы получаем непробивное и неоспоримое конкурентное преимущество по сравнению с большим количеством других преподавателей.
Остался последний вопрос — Как? Ответ на него, в сущности, ещё один мостик между "глобальной целью" ученика и языком: грамматикой, лексикой или функциональными фразами. Мы на деле, с примерами, наглядно и иллюстративно, by modelling, если хотите, показываем ученику как такой-то язык работает для достижения такой-то цели в такой-то ситуации. И связь становится понятной и прозрачной не только для нас (мы-то, конечно, это и так знали), но и для ученика: хочешь много денег — изучай Present Perfect.