Опыт подсказывает, что если вы внимательно и вдумчиво читали текст выше, у вас могли закрасться сомнения о нескольких или даже обо всех описанных мной принципах. Я не раз с ними встречался. Давайте я попробую не только угадать, но и развеять их.
Возражение первое. "Такое целеполагание занимает слишком много времени". Не буду спорить с очевидным фактом того, что просто сказать "Сегодня у нас такая-то тема" будет гораздо быстрее, чем общаться с учеником, задавая вопросы о том, что ему нравится, важно и интересно. Нет совершенно никакой необходимости задавать большое количество вопросов, затягивая этот этап целеполагания больше чем на пару минут. А пары минут вполне достаточно, чтобы ввести тему интерактивно и реалистично, уточнив интересы ученика и дополнительно заинтересовав его темой урока.
Возражение второе. "Слишком много TTT! (Teacher talking time)". Тут даже я — принципиальный анти-фанат категоричности — позволю себе прямое несогласие. Это не так. Вы просто задаёте вопросы — ваши ученики отвечают на них и, в основном, именно они и говорят эти условные две минуты. Как и любой другой диалог с учителем на протяжении занятия — наша задача следить за тем, что мы не перетягиваем оделяло на себя, а помогаем ученику и поддерживаем его (тут вам и support и scaffolding). Даже наоборот, такой подход к целеполаганию, будучи максимально приближенным к реальной ситуации общения, помогает ученику развивать навык говорения и практиковаться лучше многих других заданий и этапов занятия.
Возражение третье. "Это возможно только с индивидуальными учениками". А вот и нет! Эти принципы были придуманы, отточены на практике и проверены в первую очередь именно в работе с группами. Такой подход не просто работает, а позволяет ещё лучше вовлечь и заинтересовать каждого из одногруппников в совместное обсуждение, сбалансировать их участие и роли, в конце концов, разбудить их и включить в занятие тех, кто хочет отсидеться в уголочке. Тут, конечно, вопрос в навыках classroom management конкретного преподавателя. Сделать так, чтобы в разговор в равной мере вовлекались все ученики группы — задача непростая. Но она непростая сама по себе, и не связана с целеполаганием напрямую. Грубо говоря, если у преподавателя сложности с распределением внимания, они будут встречаться повсеместно — и в интерактивном целеполагании, и на других этапах урока.
Возражение четвёртое. "А что если выяснится, что тема ученикам неинтересна?" Это возможно, но согласитесь, лучше выяснить это заранее, а не в середине занятия. И уж тем более не в конце месяца/курса, когда вы будете собирать с учеников обратную связь или отзывы, и post factum выяснится, что им что-то не зашло, а они терпели и молчали. Безусловно, если что-то такое выяснится в самом начале урока в процессе интерактивного целеполагания, с этим нужно что-то сделать. Но именно вопросы и ответы ученика лучше других инструментов помогут нам найти "ключик к сердцу" ученика, который поможет нам заинтересовать его в теме. Например, если ученику неинтересен шоппинг, мы сможет за пару вопросов переключить его на "заказ еды в ресторане" или "технологии и покупку новых гаджетов". Что-то, да сработает.
Возражение пятое. "А оно вообще надо? У меня ученики ни разу не жаловались". Никоим образом не хочу никого обидеть или задеть, но (тут прямо как шутка формата "I'm not a racist, but...") есть вероятность, что им всё-таки что-то не нравилось, но они просто не жаловались. Как и в случае с баром — мы не всегда понимаем дискомфорт собеседника. Мы не всегда задумываемся об этом. Да и сам человек (ученик) может не замечать и не осознавать, что что-то не так. Но ощущение "меня не спросили", "ешь, что дают", "учителю виднее" — не самые приятные ощущения, осознанные или нет. Да и в принципе, ученику сложно пожаловаться на то, что он, возможно, даже не осознаёт. Просто какое-то непонятное фоновое чувство что что-то не так. И часто в такой ситуации ученик может придумать какое-то объяснение дискомфорта "мимо цели". Например, "не понравился акцент преподавателя", "не так объясняет"... Не все такие "отговорки" являются результатом неосознанного целеполагания, но некоторые вполне могут появиться по этой причине.