Если мы решили учить кого-то какому-то языку (то есть у нас не разговорный клуб, где мы просто общаемся), мы так или иначе будем заниматься тремя вещами: либо лексикой, либо грамматикой, либо функциональными фразами*. Как вариант — двумя или сразу тремя из этих штук сразу на одном занятии. Это чаще всего возможно на невысоких уровнях, где информации относительно меньше. Ну например, на уровне Advanced может быть целая тема revision of the tenses по всем временам сразу — обсуждать её можно и в течение нескольких занятий. А вот тему to be in positive sentences вполне можно тщательно проработать и вывести в речь в среднем за минут 45.
*Функциональные фразы — это те слова и выражения, которые нужны нам для выполнения каких-то коммуникативных функций: купить еду, зарегистрироваться в отеле, согласиться или поспорить, и т.д.
Вы можете спросить меня: "Вова, фу! Какая грамматика? Где же скиллы, где же общение (speaking)? Где же чтение, аудирование и письмо?" Вопросы справедливые, но я на них уже отвечал — вот я какой предусмотрительный. Про это я писал в самой
первой статье этой серии. Я не верю в скиллы как в самоцель. Если урок по говорению кажется мне ещё абсолютно адекватным в XXI веке, то целый урок по чтению, аудированию или письму мне кажется каким-то пережитком прошлого.
Если вы ещё здесь, и не закрыли в гневе вкладку с этой статьёй, позвольте объясниться и немного повториться.
Во-первых, я не говорю про экзамены. Если вы готовите кого-то к экзаменам, вам придётся гонять учеников по скиллам. Я не до конца согласен с тем, что в экзаменах действительно нужны чтение и аудирование вот в том формате, в каком они существуют сейчас — где вас специально сбивают с толку похожими формулировками, чтобы каким-то полумагическим образом заглянуть в ваш мозг и понять что вы там поняли из прочитанного или услышанного. Я, мягко говоря, не люблю все эти задания формата "вставьте кусочки текста обратно в текст" (Скажите, когда кто-то будет этим заниматься? Человек который случайно засунул годовой финансовый отчёт в шреддер?). Ещё хуже с тестами вроде "Джон любит / обожает / без ума / в восторге от плавания. Выберите плавильный вариант". Возможно, я чего-то не понимаю. Так или иначе, меня никто не спрашивал, и покуда на экзаменах есть такие задания, к ним нужно будет готовить учеников. Про целеполагание конкретно в контексте экзаменов я ещё расскажу в следующих статьях серии. Пока идём дальше.
Во-вторых, по той же логике реалистичности и целесообразности, мало кто приходит изучать язык именно и сугубо для того, чтобы что-то читать или слушать. Этими навыками я предлагаю заниматься как средством, но не как целью. В коммуникативном курсе они помогают нам развивать язык и, прямо или опосредованно, навыки общения. Но сами по себе они мало востребованы. Редкий ученик просит специальный курс по чтению или аудированию. И даже в этом случае вы так или иначе будете работать с лексикой и грамматикой. Запрос по письму встречается чуть чаще. Тут уже логично работать именно с навыком. Но это тоже можно свести для простоты в сторону лексики и функциональных фраз — как приветствовать, как прощаться, как подписывать письмо, как перечислять аргументы, как ссылаться — в зависимости от жанра письма.
В общем, в коммуникативном курсе говорение, что логично — царь скиллов. Большинство курсов именно коммуникативные. Так происходит потому, что большинство людей изучает язык в первую очередь для того, чтобы общаться.