Во многих "неклассических" подходах к целеполаганию есть "элемент тайны". Термин не общепринятый, да и, собственно, не термин это никакой, просто так удобнее доносить смысл.
Суть "тайны" сводится к следующему:
- "Я не скажу вам тему"
- "Вот вам [кое-что интересное]"
- "Угадайте тему сами".
На самом деле не так сложно. Более того, я уверен, что вы уже часто пользовались таким заходом на тему урока. Кажется, что это один из самых стандартных, типичных и очевидных приёмов заинтересовать учеников темой. Вот только заинтересовать ли?
С точки зрения принципов реализма, практической пользы и актуальности тут есть много вопросов: как часто ученики разгадывают подобные загадки вне урока, в реальной коммуникации? Насколько очевидна и понятна практическая польза такой "угадайки"? На самом ли деле это вовлекает учеников, а не создаёт ощущение какой-то продажи в плохом смысле этого слова — если это что-то хорошее, то скажи сразу, если нет — тем более. Зачем тянуть?
Собственно поэтому, чтобы избежать такой логической ошибки, я и настаиваю на том, что одной тайной нам не обойтись. Нельзя просто взять и вывалить тайну на учеников, прямо и в лоб. Её нужно обосновать и к ней нужно подвести. Именно в этом причина того, что тайну нужно встраивать в схему классического целеполагания. Сначала мы объясняем что происходит, почему мы не называем тему просто так, затем даём тайну, а затем всё равно выводим учеников на коммуникативную ситуацию, примеры и язык. Иначе у нас получится тайна ради тайны.
Неудачное использование тайны:
"Посмотрите на картинку и подумайте (или обсудите с партнёром в паре" о чем эта картинка и какая сегодня будет тема урока".Удачное использование тайны: "
Прежде чем мы обсудим тему сегодняшнего занятия, я хочу показать вам картинку, которая поможем вам догадаться о чём будет наше занятие. Давайте проверим как хорошо вы умеете угадывать, а заодно и пообщаемся друг с другом"