Думаю, что целеполагание совершенно не нужно маленьким детям. Они ещё вряд ли способны осознать и оценить причинно-следственную связь между учёбой, академическими успехами и какими-то достижениями в жизни. Тем не менее даже с маленькими детьми нам не помешает интерес и понимание того, как, когда и зачем детям пригодятся названия цветов или животных. И вот тут у меня возникает небольшой когнитивный диссонанс.
С одной стороны, маленьким детям всё равно: овощи, цвета, животные, транспорт, глаголы.. лишь бы было весело и интересно. С другой стороны (а именно со стороны преподавателя и "царицы целеполагания" практической пользы) зачем детям названия животных на английском? Кто из них поедет в зоопарк и будет кричать "Tiger"? Кто-то, конечно, будет. Но даже взрослым, в сущности, не так жизненно необходимы названия животных. Спорно, спорно. В любом случае здесь речь идёт скорее о целесообразности темы с точки зрения учителя, чем об озвучивании её ученикам.
Работа с подростками — уже другое дело. Тут либо близится ОГЭ/ЕГЭ (о них поговорим в разделе про экзамены), либо просто домашка/оценки, либо смутное представление о том, что "в будущем пригодится для карьеры". Поговорим про это.
Если ваш подросток ходит к вам, чтобы сделать домашку по английскому или улучшить свою оценку, то с точки зрения мотивации и целеполагания мы можем остановиться прямо здесь. Вот она, цель. За неё и держись. Я считаю, что этого мало, и предлагаю "копать" глубже. Хотя, копать или не копать — решение ваше. Осуждать мы вас не будем, но рекомендовать "раскопки" не перестанем.
Для начала, нужно получить ответ на вопрос "тебе надо или хочется?". Не сюрприз, что часть подростков ходят к репетитору, потому что "мама заставила" и им самим это нафиг не сдалось. Оставим за скобками вопрос "а нужен ли такой ученик вам, как преподавателю?" и зададим себе следующий вопрос "хочу ли я что-то с этим сделать?"
Наверное, существуют "преподаватели от Бога", которые могут заинтересовать и замотивировать любого ученика. Когда я учился в университете, я прошёл педагогическую практику в общеобразовательной школе и понял две вещи: во-первых, я не "преподаватель от Бога", и во-вторых, есть дети, которым реально не надо изучать английский. Может, повзрослев, они изменят своё мнение, а может и нет. Но здесь и сейчас им это не нужно, заставлять их не стоит, а замотивировать их чертовски сложно, если вообще возможно... Тем не менее, шанс есть.
Возвращаясь к метафоре "раскапывания мотивации", я предлагаю "копать" в сторону интересов и хобби. Может, ваш подросток любит видеоигры или зарубежных звёзд, может, следит за какими-то блогерами или интересуется спортом. Мотивацию, а значит и целеполагание, можно найти там. Был у меня ученик, который мечтал стать гонщиком формулы 1, и поэтому участвовал в международных соревнованиях по картингу. Вот с ним было чуть проще найти мотивацию и цель — понятно, что даже Михаэлю Шумахеру пришлось выучить английский, хотя он был самый крутой чемпион своего времени. А моя сестра (тоже преподавательница английского, кстати) учила одного из своих подростков играть в "Ведьмака 3" на английском. Тоже мотивация.
В общем, целеполагание можно использовать и в работе со школьниками. Нужно только принять это решение, найти истинную мотивацию (через интересы), а дальше уже "подтягивать" темы к конкретному хобби — Present Perfect, чтобы рассказать сколько гонок выиграл Льюис Хамильтон или Future Simple, чтобы рассказать, почему Трисс лучше Йеннифер.