Внимательный читатель мог заметить, что каждый раз, когда я привожу пример удачных формулировок, они оказываются больше и длиннее, чем неудачные. У вас мог возникнуть резонный вопрос — А как это всё уместить в одно занятие, не свалившись в бездну Teacher Talking Time (время говорения учителя)?
Давайте разберёмся. Такая цель урока, действительно, будет занимать больше времени, чем привычное целеполагание. С этим я предлагаю смириться. Только предлагаю — решать вам. Однако, есть три убедительных, на мой взгляд, аргумента, которые могут снять это переживание. Давайте посмотрим на практически идеальный пример полноценной цели урока:
Hello! How was your weekend? Did you go to the movie theater? What did you watch? And how do you usually choose what to watch? Do you read or listen to recommendations by other people? Sometimes movies that we watch are really interesting and we want to share our ideas and emotions about them with others, so we might discuss who the movie was directed by or if it was based on a true story - even if we don’t know who the action was done by, we can still talk about it using Passive structures. And of course we can’t discuss movies if we don’t know the difference between a script or a plot, an extra or a star — so we will also learn some words to describe movies. And at the end of the lesson we will discuss and create a list of top-5 best movies that everyone must see.
Обычно я не пользуюсь русским языком для целеполагания (за исключением самых первых занятий уровня Beginner (A1), но для преподавателей других языков, вот перевод:
Привет! Как прошли твои выходные? Ты ходил в кино? Что смотрел? А как ты обычно выбираешь, что посмотреть? Ты читаешь или слушаешь рекомендации других людей? Иногда фильмы, которые мы смотрим, бывают действительно интересными, и мы хотим поделиться своими идеями и эмоциями о них с другими, поэтому мы можем обсудить, кем был снят фильм или основан ли он на реальной истории — даже если мы не знаем, кем было совершено действие, мы всё равно можем говорить об этом, используя пассивные конструкции. И, конечно же, мы не сможем обсуждать фильмы, если не знаем разницу между сценарием или сюжетом, массовкой или звездой — так что мы также узнаем некоторые слова для описания фильмов. А в конце урока мы обсудим и составим список из пяти лучших фильмов, которые должен посмотреть каждый.
(К вопросу об AI — для экономии времени я перевёл текст на русский в Chat-GPT. Пришлось отредактировать буквально пару слов, но получилось неплохо. Приятно и страшно)
Первое. Это не TTT. Как вы видите, первая часть цели состоит из вопросов, которые мы задаём ученику. Естественно, руководствуясь критерием "гибкости" цели, мы понимаем, что вопросы могут поменяться, что-то придётся добавить или убрать, исходя из ответов ученика. Так или иначе, тут не TTT, а чистой воды говорение.
Второе. TTT — это избыточные, ненужные комментарии или истории учителя, которые не несут за собой никакой пользы или ценности для ученика. Моя сестра (тоже преподавательница английского) часто переживает, что она слишком много рассказывает о себе ученику — и тут же осекается, говоря, что это помогает ей выстроить более близкие и доверительные отношения, создать и поддержать мотивацию. Она, безусловно права. Если вы рассказываете что-то о себе осознанно и не перетягиваете одеяло на себя — это уже не TTT. Если вместо того, чтобы чётко объяснить ученику задание вы несколько раз пытаетесь вспомнить правильную формулировку из книги для учителя — этот TTT можно оптимизировать. С этой позиции, ваша речь в процессе донесения цели урока до ученика — а значит, донесения ценности, сути, пользы и интереса занятия — абсолютно обоснована.
Третье. Попробуйте прочитать вслух цель, которую я представил выше, начиная с 7-го предложения. Поставьте таймер. Сколько времени это заняло у вас? Я заморочился и реально засёк себя. Получилось 32 секунды. Думаю, если не читать, а придумывать "из головы" может получиться минута или даже полторы. В обмен на чёткое понимание учеником цели занятия, его пользы в контексте конкретной коммуникативной ситуации, заинтересованности и мотивации, чёткого понимания аспектов, примеров и результата. Не знаю как вам, но я уверен, что в любом занятии можно найти 1,5 минуты, чтобы добавить в него такое целеполагание. Это время того стоит.
Учитывая это, плюс, примерно прикинув время, которое может уйти на вводный разговор с учеником, в стандартном случае на целеполагание уйдёт 3-5 минут времени занятия. Суть, естественно, не в цифре, а в принципе — говорим только то, что нужно, следуем критериям, стараемся ничего не затянуть и, самое важное, продумываем цель заранее, хотя бы в общих чертах. Если нет навыка целеполагания, и вы только начинаете постигать это непростое искусство, как подсказывает мой опыт, лучше прописывать цель заранее.
Конечно, всё зависит от ситуации. К некоторым темам (например, преступлениям или артиклям) придётся подходить постепенно, некоторые темы могут оказаться не очень близки ученикам, и нам придётся искать между ними точки для соприкосновения — очевидно, что здесь нам понадобится больше времени. Принцип, однако, работает и здесь. Эффективность — это не скорость и количество слов в минуту. Это про отсечение всего лишнего, достижение результата путём наименьшей траты ресурсов.