Я
уже писал, что визуальное представление информации, упрощение, интерактивность и многие другие принципы эффективного объяснения любых грамматических правил принципиально важны для того, чтобы ученики перестали бояться грамматики как огня, а, возможно, даже полюбили её. Но никакая интерактивность и никакие Miro c Power Point не заменят простых и понятных объяснений правил: как ни визуализируй и как ни упрощай, если к теме не подобран "ключик", ученики не смогут пользоваться ей в речи. А ведь это и есть наша цель, правда?
Поэтому в дополнение к 10 ключевым принципам нам нужно добавить ещё несколько приёмов, непосредственно связанных с объяснением смыслов. Безусловно, грамматику сначала нужно знать и понимать. Вот только сегодня в одном из телеграмм-каналов с разработками наткнулся на материалы урока под названием "giving advices". Но понимать и знать — не равно уметь объяснить. В этой статье я перечислю основные приёмы объяснения значений любых грамматических явлений на любом уровне. На английском и без перевода. Хотя, если очень хочется, и с переводом они сработают не хуже.
Можно выбрать что-то одно. Можно смешивать и скрещивать. Можно придумывать и предлагать свои дополнения. Так или иначе, в зависимости от темы, уровня и ситуации, подход будет разный — выбор за вами. Здесь я только компилирую мои знания методики, мой преподавательский опыт и, конечно, стандартные Кембриджские практики.
Учитываем ещё и то, что чем ниже уровень и проще тема, тем меньше креативности нам понадобится для объяснений. В большинстве случаев, на A1 или A2 можно просто взять что-то из списка — и вперёд! На уровнях повыше значений, как правило, будет несколько.
И последнее вводное уточнение. Под "значением" грамматической структуры я имею в виду её функцию, то в какой ситуации она используется и для чего. Например, значение Past Simple — описывать действия в прошлом, а значение модального глагола should — давать советы и рекомендации. Это, конечно, не все значения, это просто пример. Если что не ругайтесь, я буду для простоты так и писать: вот такое значение есть у Present Conrinues. Понятно, что их там ещё 50, но если это пример, то пример чего-то одного, для наглядности.